Китай может уйти с киргизского рынка
Постоянные проблемы, возникающие во время реализации масштабных проектов в Киргизии, могут заставить Китай отказаться от своих планов по строительству новой железной дороги в центрально-азиатской республике. Попробуем разобраться, что происходит на строительном рынке Киргизии, и чем так недоволен Китай.
В очередной раз у китайской строительной кампании возникли проблемы в Киргизии. На этот раз, компания-подрядчик подала заявление в местную милицию и потребовала компенсировать пропажу строительных материалов. В начале февраля местные жители похитили забор и вместе с ним вывезли с территории склада арматуры на общую сумму в 3 тысячи долларов.
Казалось бы, мелочь. Но похожие случаи с хищением стройматериалов происходят слишком уж часто. И все это приводит к замедлению сроков строительства. Педантичные китайцы не могу понять логики местных жителей, тащащих все, что плохо лежит.
Министерство транспорта Киргизии вынуждено было выпустить слезное обращение к своим гражданам, в котором призвало не воровать, поскольку это негативным образом сказывается на имидже страны в глазах иностранного персонала. Неужели все так плохо? Сейчас расскажем на ещё одном примере.
В 2013 году Киргизия и Китай договорились о строительстве автомагистрали Север-Юг. Стоимость проекта составила 1 миллиард долларов. Строительство должно было закончиться в 2018 году. Китайская компания-подрядчик рассчитала, что оно продлится не более пяти лет. Однако в Китае не учли местный менталитет, как позже оказалось.
На дворе 2022 год, а строительство автомагистрали окончено лишь на 60%. Китайские строители утверждают, что всему виной повальное воровство строительного материала со стороны местных жителей. Тащат все: от гальки до досок. Уже и установленные вдоль зоны строительства заборы не спасают, их тоже воруют. Разумеется, китайские строители не могут быть довольны. Работы затянулись почти на 10 лет. Смета выросла на треть. Китайцы уже даже не скрывают своего разочарования.
В рядах экспертного сообщество Киргизии говорят, что этот проект рискует стать последним образцом сотрудничества между Киргизией и Китаем. Хоть ранее стороны договорились о прокладке новой железной дороги. Но теперь перспективы этого проекта видятся более чем туманно. Если местные жители воруют даже гальку, то трудно представить, что будет с проектом железной дороги, в строительстве которой используется много стали. Кстати, цена на неё продолжает бить рекорды. А значит, пространство для наживы имеется.
По железной дороге пока известно лишь то, что ещё в январе правительство Киргизии уже отправило ее проект в Китай. Судя по затянувшемуся ответу, в Пекине все ещё думают, продолжать ли работу с киргизами или махнуть рукой и уйти туда, где будет поменьше проблем.