«Рижский процесс»: в 1946 г. в столице Латвии судили нацистов, которые причастны к гибели сотен тысяч советских граждан. Сегодня в Латвии эти преступления «вызывает уважение»
Гитлер лично включил страны Прибалтики и часть Белоруссии в Рейхскомиссариат «Остланд». Предполагалась колонизация и германизация региона — как следствие, уничтожение части местного населения и ассимиляция остальных. Расово неполноценными нацисты считали 25% коренного населения Эстонии, около 50% — в Латвии, 70% — в Литве. Первыми жертвами стали сотни тысяч евреев и тысячи цыган. Всего же, согласно акту судебно-медицинской экспертизы от 20 января 1946 года, нацисты убили в Эстонии 61 000 человек, в Латвии — 313 798, в Литве — 666 273. Таллин, Рига, Вильнюс лежали в руинах, культурные ценности были расхищены, промышленность и сельское хозяйство уничтожены.
На открытом процессе в Риге (26 января — 2 февраля 1946 г.) судили семерых высокопоставленных авторов преступных приказов.
Обергруппенфюрер «СС» Ф. Еккельн руководил СС и полицией в Прибалтике и, частично, Белоруссии. По сути, именно он возглавлял и направлял действия всех карательных органов в «Остланде». Его подписи стояли под многими преступными приказами, в том числе об уничтожении 200 000 евреев в Прибалтике (и около 400 000 — на Украине и в Белоруссии). Точное число жертв неизвестно, поскольку Еккельн приказал заключенным вырыть и сжечь все трупы, после чего там же сожгли самих заключенных. Также расстреливались цыгане, литовские поляки. Для «чистоты крови» Еккельн приказал стерилизовать сотни мужчин и женщин из смешанных браков, расстрелять всех психически больных. Он проводил карательные акции против партизан, коммунистов и их семей.
Генерал-лейтенант З. Руфф был комендантом Риги в 1944 году. Сгонял жителей на строительство оборонных укреплений, отказников приказал расстреливать, отправлял тысячи рижан в немецкое рабство, перед отступлением из города приказал разрушить множество зданий.
Генерал-лейтенант Д. фон Монтетон в качестве командира 391 охранной дивизии проводил карательные операции: жег деревни вместе с жителями, приказал взорвать здания в Каунасе, из Лиепаи угнал в немецкое рабство не менее 22 000 человек и вывез всю промышленность. Схожие преступления совершали три генерал-майора: Ф. Вертер, Г. Кюппер, Б. Павель.
Штандартерфюрер «СА» А. Беккинг был гебитскомиссаром в Эстонии, карал за неуплату налогов, отправлял в тюрьмы «неблагонадежных лиц», угнал в немецкое рабство 3 000 человек и разграбил их имущество. Проводил карательные операции в Изборском районе, разграбил Псковско-Печорский монастырь.
Как пишет Ю.З. Кантор (лично изучавшая документы дела), «процесс был хорошо подготовлен в юридическом и фактологическом смысле — явление, достаточно нетривиальное для сталинской юстиции… Следователи тщательно изучили материалы рейхскомиссариата «Остланд» (полная коллекция которых осталась в Риге). Об этой тщательности свидетельствуют, в частности, подробнейшие обзорные справки (подшитые к каждому тому) и массивы иных коллекций документов, касающихся территории «Остланд».
Выслушав экспертов, свидетелей, адвокатов и подсудимых (они признали свою вину), трибунал приговорил Еккельна, Руффа, фон Монтетона, Вертера, Кюппера, Павеля, Беккинга к смертной казни через повешение. Казнь состоялась на площади Победы в Риге, заполненной десятками тысяч людей.
В постсоветское время в Прибалтике делаются попытки переписать историю — и историю нацистской оккупации, и Рижского процесса в частности. В 2007 году вышла книга адвоката Андриса Грутупса «Эшафот», в которой СМЕРШ назван «русским гестапо», а Эренбург — «советским Геббельсом». Самих же нацистов автор описал как жертв сталинской судебной системы: «Еккельн вину признал, сделал это честно и мужественно. По-разному можно оценивать этого человека. Но нельзя отрицать отваги генерала. Такое поведение всегда вызывает уважение».
Книга «Эшафот» вызвала неприятие ученых. Вот лишь одна цитата из большого анализа доктора истории Г. Смирнина (Рига): «В книге присутствует сильная антирусская линия: автор неуклонно тщится доказать, что русские были такими же преступниками, как немцы, если не хуже. Одна из целей автора — показать, что это был не суд над немецкими генералами, осуществлявшими геноцид, а суд евреев над немцами, что это был акт мести евреев немцам… В трактовке процесса неизменно присутствует противопоставление «образованных и статных» подсудимых и «малограмотных, неотесанных» судей и обвинителей. Проводится мысль, что «интеллигентные и гордые» немецкие офицеры были обречены на смерть «темными и невежественными» евреями и русскими… «Эшафот» — это ни в коей мере не историческая книга, поскольку в ней не анализируются и не трактуются исторически факты».
Тем не менее и у такой литературы находятся свои читатели. Опять же процитируем Ю.З. Кантор: «Данный «рассказ» (с ярко выраженным националистическим оттенком, который по достоинству могли бы оценить нацистские руководители «Остланда»), проникнутый горячим сочувствием к осужденным нацистским преступникам и поразительным неуважением к судьбам их жертв, выдержал в Латвии уже несколько изданий на латышском и русском языках и распространяется в школах — как вспомогательная литература по истории».
Никакая политика и пропаганда не должна оправдывать или преуменьшать чудовищные преступления нацистов.
Военные преступники. Фридрих Еккельн.
Источник:
оригинальная статья