Как индийские лётчики на Су-30МКИ преподали урок воздушной войны профессиональным американским пилотам

Как индийские лётчики на Су-30МКИ преподали урок воздушной войны профессиональным американским пилотам.

Эта история началась в уже далёком 1999 году, когда Индия получила свои первые, они же первые серийные, истребители Су-30МК, а Китай заказал стартовую партию новейшей российской машины, после очередного серьезного кризиса в Тайваньском проливе. Российские истребители СУ-30МКК стали на какое-то время главной ударной силой ВВС НОАК и американцы спешно искали любую информацию о новинке нашего авиапрома. Учебные схватки между российскими и американскими пилотами остались к тому времени где-то далеко в 90-х, а тайны «сушек» из Поднебесной надёжно хранило китайское МГБ. Оставались только индийцы, к которым политики из Штатов уже тогда начали искать подходы, несмотря на нежную дружбу со злейшим региональным врагом Индии — Пакистаном.

У индийцев был в этом деле свой интерес. Их военным срочно было нужно доказать местному парламенту — Сансаду — что покупка 18 «сушек» полностью себя оправдала и срочно требуется выходить на более крупную партию (в итоге числе купленных Су-30МКИ превысило две сотни машин). И когда в конце 2003-го года представители USAF вышли на индийских военных с предложением о серии учебных боёв, индийцы восприняли эту идею с большим энтузиазмом. Истребитель к тому времени был ими неплохо освоен и состоял на вооружении элитной второй эскадрильи IAF Winged Arrows (Крылатые стрелы), базировавшейся на военно-воздушной базе Калайкунда. Первая встреча индийских «Крылатых стрел» на Cу-30МК («И-индийский» прибавилась позже), и американскими профи на не знавших поражений F-15С Eagle, состоялась в феврале 2004 года, в рамках совместных учений «Коуп Индиа-2004». Напряженные учебные бои на базе Гвалиор в разных конфигурациях шли почти две недели. Их итоги стали причиной для гордости для одной стороны, и крайне серьезной озабоченности для другой.

Как индийские лётчики на Су-30МКИ преподали урок воздушной войны профессиональным американским пилотам.

Результаты учебных схваток, как это обычно бывает, были засекречены, но их исход можно было угадать, особо не напрягаясь. Индийцы просто тогда просто лучились от довольства собственными успехами. Их «сушки» самой базовой комплектации оказались для «Орлов» Ф-15, по выражению участника тех боёв, полковника и командира 3-го тактического крыла американских ВВС Майкла Снодграсса, «крайне трудной мишенью». Индийский военный вестник Indian Defens News выразился ещё проще:

» На фоне стремительно маневрирующих «Крылатых стрел» на новеньких «Сухих», прославленный в боях F-15C демонстрировал порой удивительную беспомощность».

Как индийские лётчики на Су-30МКИ преподали урок воздушной войны профессиональным американским пилотам.

Ещё один участник тех событий, полковник USAF Генри Ньюбек заявил в интервью вестнику министерства ВВС США Inside the Air Force, что индийцы на русских самолётах преподали американцам хороший урок воздушной маневренной войны и продемонстрировали неформальный подход и полную раскрепощенность в выборе тактики боя. И то что россияне, о которых на больших авиарынках стали уже забывать, оказались способны произвести самолёт, способный навязать борьбу любому серийному истребителю четвёртого поколения.

Учения «Коуп Индиа 2004» не только показали умения пилотов индийских ВВС (IAF) но и оказали самое серьезное влияние на облик современной истребительной авиации. В США по их итогам была назначена комиссия, во главе с помощником министра ВВС Самбуром, которая сделала всё, чтобы в строй как можно скорее был введен новейший стелс-истребитель Ф-22 «Рэптор». Его постоянная эксплуатация началась в 2005 году. Индийские военные продавили в Парламенте решение о покупке ещё 77 Су-30МКИ и он надолго стал, и до сих пор остается, основным истребителем ВВС Индийской Республики. А наша «сушка» получила такую рекламу, что очень скоро стала самым продаваемым тяжелым истребителем 21 века.

Как индийские лётчики на Су-30МКИ преподали урок воздушной войны профессиональным американским пилотам.