Операция «Эвакуация». Донбасский характер – и никакой паники
Донбасс опять стремительно ворвался в повестку дня, и неожиданностью это не было. Поскольку то, что происходит сейчас в республиках, – закономерность. Точнее, последствия дипломатии, потерпевшей фиаско. Сейчас абсолютно понятно, что договариваться не с кем, хотя со стороны России снова звучат формулировки о пресловутом «минске».
Это было понятно и в далеком 2014-м. Но все эти годы Москва, увы, играла в миротворцев, пытаясь утихомирить безумных представителей якобы братского народа. Ожидаемо не срослось.
Теперь жителей республик вынужденно эвакуируют в РФ из-за угрозы использования ВСУ поставленной Западом военной техники. Караваны беженцев покидают ЛДНР. Около 30 российских регионов предложили помощь в их расселении. Подобного не наблюдалось в течение нескольких лет. Хотя все эти годы обстрелы не прекращались ни на день. Но «час Ч», видать, наступил только сейчас.
На Украине бытует мнение, что дончан и луганчан эвакуируют в Россию насильно. «Людей пожилого возраста и детей из учреждений социального типа вывозят фактически силой, что может свидетельствовать о подготовке к полномасштабному вторжению в Украину», – в частности, заявила украинский омбудсмен Людмила Денисова. В рамках подобных заявлений можно сказать одно: таких чудовищ, как вы, Денисова, необходимо насильно изолировать от общества. Например, в богадельни. Поскольку полномасштабное вторжение тараканов в ваши черепные коробки достигло апогея. Диагноз запущенный, но лечить надо.
Мы пообщались с жителями ЛДНР на предмет происходящего. Скажем так: из наших собеседников не оказалось никого, кто намерен эвакуироваться. #Я_остаюсь_чтобы_жить – такой хештег сейчас набирает обороты в соцсетях. И его, по имеющейся информации, придумала донецкая журналистка Юлия Андриенко. Впрочем, не все с этим согласны: ее коллега по перу Юлия Скубаева считает, что «за призывы граждан оставаться в опасности следовало бы авторов хештегов, подобных тому, что изобрела Андриенко, привлекать к уголовной ответственности. Призывы подобного толка – это все равно, что умышленно оставить человека в беде. Юля, кстати, забыла сказать, что остается потому, что журналист и работа обязывает». Впрочем, Юлия (которая Скубаева) – тоже журналист, и она тоже не собирается эвакуироваться. Не ссорьтесь, девочки!
Нас заверили, что поднятая в СМИ шумиха по поводу эвакуации немного преувеличена. Да, некоторые жители действительно уезжают, и это их право. Ведь ближайшее будущее – а счет идет на дни – вовсе туманно. И даже привыкшие к обстрелам жители «прифронта» решили на некоторое время бросить свои жилища, взяв в охапку детей, документы и вещи первой необходимости. Вот только толкотни ни возле автобусов, ни возле ж/д вагонов не наблюдается. Всё спокойно и цивилизованно. Захотел уехать – записался и уехал. Решил остаться – оставайся. Никто никого взашей из Донбасса не гонит. Решение об эвакуации люди принимают сами.
Да, они засыпают и просыпаются в страхе. И не именно в эти дни, а все долгие 8 лет. «Да, нашим старикам, пережившим 2014 год, страшно, потому что они знают, что такое украинское зверьё. А тем, кто не переживал обстрелы 2014-2015 голов, ещё страшнее. И их тоже можно понять. В России спокойнее, в России безопасно – об этом говорят все», – отмечает еще одна донецкая журналистка Майя Пирогова.
Впрочем, на фоне роста напряжённости – а ведь в воздухе на самом деле витает запах войны, настоящей, не вялотекущей – никакой паники нет. Однако, этот народ не победить. К примеру, в Донецке (как, собственно, и в Горловке) люди гуляют с детьми по улицам и паркам, работают магазины, рынки, общественный транспорт, в целом, города продолжают жить обычной жизнью. Многие искренне удивляются (и даже возмущаются), когда протяжно воют сирены – мол, зачем их включать, зачем сеять панику? Зачем кричать из громкоговорителей о необходимости эвакуации? Стреляют? Минометы, тяжелое? Ну, в первый раз, что ли? Постоянно ведь лупят! Когда реже, когда чаще… В общем, звуками вражеских «прилетов» здесь никого не удивить. Слишком беспечные? Пожалуй. Как бы дико это не звучало, но донбасские уже адаптировались к войне. 8 лет, как один день… И чем дальше, тем хуже. Поэтому вздрагивать от каждого выстрела здесь не принято.
Всем абонентам донецкого оператора «Феникс» приходит рассылка с указанием КПП, на которые должны своим ходом выдвигаться владельцы автотранспорта в зависимости от места жительства. Призывают не поддаваться панике, но паники-то и нет. Апокалиптическую картину происходящего, скорее, рисуют СМИ. В действительности же ее не ощущается. По крайней мере, так утверждают наши собеседники. Мол, на фоне недавнего относительного затишья линия соприкосновения действительно забурлила, вот только ничего нового в этом нет: аналогичные обстрелы, к примеру, были и в январе этого года.
Есть небольшие очереди на заправках. Просто в памяти у многих – 2015 год, когда топливо в обстреливаемой ДНР было на вес золота. Вот и запасаются про всякий случай. Периодически возникают очереди у отделений Центрального Республиканского банка (ЦРБ): люди пытаются обналичить деньги. Но это, скорее, связано с тем, что банкоматов на территории республики немного. ЦРБ ДНР установил суточный лимит выдачи наличных денежных средств: теперь с одной платежной карты можно снять не более 10 тысяч рублей за день. Хоть банкоматы и обеспечиваются ежедневно, это сделано для того, чтобы все более-менее равномерно получили доступ к денежным средствам. «Неприятность эту мы переживем», – шутят дончане.
В магазинах никто истерически не закупает гречку-спички-воду-тушонку и прочее. Никакого продуктового ажиотажа! А вот в некоторых аптеках замечены очереди: жители закупают впрок антибиотики и противовирусные препараты. Во-первых, на пороге – межсезонье, то есть, довольно промозглая погода, а, во-вторых, вдруг придется сидеть в подвалах, испытывая на себе духоту и сырость? Кстати, бинты, жгуты, кровеостанавливающие и обезболивающие препараты особым спросом не пользуются.
Все довольны, что донбасская артиллерия наконец-то не молчит, а по возможности «ставит на место» зарвавшихся соседей. Мол, давно пора! Об очередных «минских переговорах» никто и слышать не хочет. Говорят, хватит, натерпелись…
«Конечно, говорить о масштабной украинской агрессии пока рановато. ВСУ прощупывают почву, ищут слабые места, смотрят на реакцию. Так что, на данный момент правильнее говорить скорее о прелюдии, чем о настоящей войсковой операции. Однако, сомнений в том, что дальше будет только хуже, в Донбассе ни у кого просто-напросто нет», – отмечает военкор Семен Пегов.
По Сети гуляет план украинской наступательной операции против республик Донбасса, добытый донбасской разведкой. Согласно этому плану, «патриотам» выделяется 5 суток для зачистки ЛДНР.
Но люди верят своим защитникам, верят в помощь России. Наши собеседники уверены, что украинским планам на донбасской земле никогда не сбыться. Мы, честно говоря, в этом тоже не сомневаемся. Вот только напрягает, что этот процесс уж очень затянулся по времени…
Кстати, по имеющейся информации наблюдатели ОБСЕ массово ушли в отпуск. Речь идёт как о наблюдателях из западных стран (60% сотрудников в отпуске), так и об украинских (40% – в отпуске). Таким образом, на Донбассе сейчас работает очень мало независимых наблюдателей.
Тем временем, появилась карта бомбоубежищ в Москве и Санкт-Петербурге. Не знаем, зачем, но Телеграм ею буквально пестрит.
И напоследок. Оказывается, тараканы обосновались не только в головах украинских «патриотов», но и у некоторых российских политиков. Так, к примеру, депутат Госдумы Евгений Фёдоров (по совместительству – лидер НОДа) предложил передавать квартиры умерших от ковида россиян беженцам из ЛДНР. Мол, для России выделить 700 тысяч жилищ – раз плюнуть, сколько россиян умерло от коронавируса! Это тот случай, когда нужно было бы промолчать: появились бы шансы выглядеть адекватным. Но теперь их у Фёдорова нет. Хайп на беде людей Донбасса – так себе пиар. И потом, у самого Фёдорова в декларации о доходах в собственности указано 4 квартиры и два дома. Возникает резонный вопрос: а нет ли у него желания поделиться «нажитым непосильным трудом» с беженцами?