Названа причина ввоза в Россию десятков тонн наличных долларов и евро
Отечественные банки еще в декабре ввезли в страну внушительный объем наличной валюты — $4,97 миллиарда, сообщил ЦБ. Тогда геополитическая обстановка была не столь взрывоопасной, как сегодня, но напряженность вокруг Украины заметно усилилась. И банковский сектор решил загодя запастись наличными долларами и евро, опасаясь даже не столько «адских санкций» со стороны США, сколько ажиотажного наплыва своих же клиентов и резкого оттока валютного кеша со счетов. В общем, как сказал бы Остап Бендер, грузите доллары бочками.
В сравнении со средним показателем января–ноября (это около $2 млрд в месяц) завоз наличной валюты подскочил в 2,5 раза, а в пересчете вес купюр достиг 50 тонн. Это четвертый рекордный показатель в истории. Больше наличных долларов и евро ввозили лишь на фоне ковидной паники марта 2020-го ($6 млрд) и в период посткрымского кризиса 2014-го ($9,5 млрд в марте и $10,1 млрд в декабре). Кроме того, как следует из отчетности Центробанка, основной объем составили долларовые банкноты — $3 млрд, по сравнению с ноябрем их количество возросло на 77%. Евро же по сравнению с ноябрем завезли в пять раз больше — в пересчете по долларовому курсу на $2 млрд.
До недавних пор спрос россиян на иностранную валюту падал: в январе физические лица чаще продавали ее, чем покупали. А за весь 2021 год, по данным ЦБ, граждане купили ее на 16,6 млрд — на 15,2% меньше, чем в 2020-м. Объем же проданной физлицами валюты вырос на 2%, до $11,2 млрд. Однако большая политика и большая война (точнее, ее риски вкупе с массовой информационной кампанией) могут мгновенно развернуть этот тренд, как уже не раз бывало в прошлом. Люди по-прежнему и не без основания видят в валюте спасительный защитный актив в период потрясений, будь то вооруженный конфликт или экономический кризис.
Сумма в $4,97 миллиарда, ввезенная в декабре банками, выглядит весьма внушительно. Мера это явно превентивная: похоже, кредитные организации опасаются, что в какой-то недобрый час у них в кассах не окажется достаточного количества наличной валюты, чтобы расплатиться с клиентами. Значит, необходим хороший запас прочности, рассуждает финансовый аналитик Михаил Беляев. По его словам, панический, ажиотажный спрос на наличные доллары и евро может возникнуть буквально на пустом месте. Скажем, у кого-то в банке возникла заминка с получением $100 в кеше, тут же об этом узнали СМИ и общественность, ну а дальше пошла цепная, неуправляемая реакция в виде массированного нашествия граждан на банки.
«Когда наступают тревожные, смутные времена, когда пахнет порохом, мы включаем телевизор и видим: там происходит эвакуация, там — обстрелы, еще где-то люди погибли, — рассуждает Беляев. — И пусть все эти события территориально далеки, в нас срабатывает инстинкт самосохранения, касающийся в том числе сбережений. Не исключено, что хозяева валютных счетов рванут сейчас за рубеж, где им понадобится именно наличная валюта. Если США в качестве одной из санкционных мер наложат запрет на любые операции российских банков с долларами, то многие банковские карты превратятся в бесполезный кусок пластика, расплатиться ими в другой стране уже не получится».
Речь идет именно о физических лицах. Существует также угроза отключения отечественных банков от внешних источников валютных заимствований, от международных финансовых рынков. Но это уже другая история, связанная с корпоративными, брокерскими действиями, совершаемыми в безналичной форме. Рядовым людям тут опасаться нечего, поясняет Беляев. А вообще, резюмирует собеседник «МК», деятельность банков решающим образом зависит от двух вещей. Во-первых, политическая обстановка (внутри страны и за ее пределами) должна быть спокойной. Во-вторых, если нет доверия клиентов, то возможен любой коллапс, чреватый крахом всей банковской системы. Тем более что в коллективном сознании сидит мрачный опыт недавнего прошлого — все эти дефолты, банкротства, невыплаты вкладчикам их денег. Если банковский сектор подвергнется «штурму» со стороны населения, никакие интервенции со стороны ЦБ — ни валютные, ни вербальные — не спасут его от обвала.
«И все же я не советую менять сейчас рубли на доллары. Да, на фоне всеобщей тревоги любой крупный негатив способен обвалить российскую валюту, но очень скоро она вернется на прежние позиции, — говорит Беляев. — Если принимать во внимание факторы фундаментальные, такие как состояние экономики, и если отбросить конъюнктурные моменты, связанные с человеческим поведением, то я не вижу для рубля уж очень плохих перспектив».