Бюджет прошел 2025 год. Но впереди непростые времена.
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Бюджет прошел 2025 год. Но впереди непростые времена.СегодняСегодня6692 минМинистерство финансов опубликовало предварительные итоги исполнения бюджета за 2025 год. Расходы выросли быстрее доходов, что привело к формированию дефицита в 5,64 трлн рублей. Основные параметры выглядят следующим образом: Важным является продолжающийся рост ненефтегазовых доходов. Плюс 12,6% при официальной инфляции в 5,59% — хороший результат. Хоть это уже и не >20%, как было в 2023-2024 гг. Правда, основной прирост пришелся на первую половину года. Но чем больше экономика погружалась в стагнацию, тем были ниже темпы. Расходы выросли умеренными темпами (+6,8% г/г), чуть выше инфляции. Трактовать это как однозначный позитив нельзя, поскольку ушел инструмент бюджетного стимулирования, благодаря которому экономика росла опережающими в предыдущие годы темпами. Тем не менее, в моменте это плюс, так как смягчение ДКП сейчас важнее всего (а ЦБ смотрит на бюджетные расходы). В результате ненефтегазовый дефицит (ненефтегазовые доходы минус расходы) составил 14,12 трлн рублей, или же 6,58%Министерство финансов опубликовало предварительные итоги исполнения бюджета за 2025 год. Расходы выросли быстрее доходов, что привело к формированию дефицита в 5,64 трлн рублей. Основные параметры выглядят следующим образом: Важным является продолжающийся рост ненефтегазовых доходов. Плюс 12,6% при официальной инфляции в 5,59% — хороший результат. Хоть это уже и не >20%, как было в 2023-2024 гг. Правда, основной прирост пришелся на первую половину года. Но чем больше экономика погружалась в стагнацию, тем были ниже темпы. Расходы выросли умеренными темпами (+6,8% г/г), чуть выше инфляции. Трактовать это как однозначный позитив нельзя, поскольку ушел инструмент бюджетного стимулирования, благодаря которому экономика росла опережающими в предыдущие годы темпами. Тем не менее, в моменте это плюс, так как смягчение ДКП сейчас важнее всего (а ЦБ смотрит на бюджетные расходы). В результате ненефтегазовый дефицит (ненефтегазовые доходы минус расходы) составил 14,12 трлн рублей, или же 6,58%…Читать далееОглавление

Министерство финансов опубликовало предварительные итоги исполнения бюджета за 2025 год. Расходы выросли быстрее доходов, что привело к формированию дефицита в 5,64 трлн рублей.
Основные параметры выглядят следующим образом:
- Доходы: 37,28 трлн (+1,6% г/г)
- Нефтегазовые доходы: 8,39 трлн (-23,8% г/г)
- Ненефтегазовые доходы: 28,8 трлн (+12,6% г/г)
- Расходы: 42,93 трлн (+6,8% г/г)
- Дефицит: -5,64 трлн (годом ранее — 3,47 трлн)

Важным является продолжающийся рост ненефтегазовых доходов. Плюс 12,6% при официальной инфляции в 5,59% — хороший результат. Хоть это уже и не >20%, как было в 2023-2024 гг. Правда, основной прирост пришелся на первую половину года. Но чем больше экономика погружалась в стагнацию, тем были ниже темпы.
Расходы выросли умеренными темпами (+6,8% г/г), чуть выше инфляции. Трактовать это как однозначный позитив нельзя, поскольку ушел инструмент бюджетного стимулирования, благодаря которому экономика росла опережающими в предыдущие годы темпами. Тем не менее, в моменте это плюс, так как смягчение ДКП сейчас важнее всего (а ЦБ смотрит на бюджетные расходы).
В результате ненефтегазовый дефицит (ненефтегазовые доходы минус расходы) составил 14,12 трлн рублей, или же 6,58% от ВВП. В 2024 году было 7,34%. Если продолжать искать хоть какие-то плюсы, то можно увидеть продолжение тенденции на снижение зависимости бюджета от нефтегаза.
Теперь о минусах. Нефтегазовые доходы рухнули на 23,8%. Причем данная цифра получилась за счет относительно сильных первых месяцев года. В четвертом квартале значения сильно ухудшились, и особых предпосылок к их восстановлению нет. В бюджете на 2026 год средняя цена на Urals заложена в 59$ за баррель при 92,2 рублей за доллар. Или же — 5440 рублей за бочку. Сейчас стоимость Urals составляет примерно 3120 рублей. Для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов Минфин продолжает тратить деньги ФНБ, которых при нынешних темпах осталось на 1,5-2 года.
Увеличение дефицита на 2,17 трлн вынудило Минфин размещать дополнительные объемы на рынке ОФЗ. Учитывая низкий уровень госдолга по отношению к ВВП, с теоретической точки зрения никаких проблем здесь нет. Но важно не отношение к ВВП, а уровень процентных ставок в экономике. Сейчас Минфин размещает ОФЗ под 14,5-15% на 8-12 лет. Это очень много. Расходы по обслуживанию госдолга уже составляют около 10% доходной части бюджета и продолжают расти. Соответственно деньги, которые могли бы пойти на развитие экономики, направляются в банки.
В целом 2025 год федеральный бюджет смог пройти более-менее уверенно за счет пока что сохраняющегося резервного рычага: ФНБ и ОФЗ. Но нам важно, что будет в 2026 году и дальше. А здесь тенденции складываются далеко не лучшим образом. Нефтегазовые доходы продолжают сжиматься, ключевая ставка остается высокой, а стагнация в экономике никуда не уйдет. Все это приведет к расширению дефицита бюджета, который снова нужно будет закрывать дорогими деньгами.
Без принципиальных изменений самой архитектуры бюджетной политики конструкция может рухнуть. И тогда расходы будут экстренно сокращаться не только на экономику, как сейчас, но и на социальную политику.
Теперь Константин Двинский и в мессенджере Max. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить:max.ruКонстантин Двинский