Захват Мадуро: успех или пиар?
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Захват Мадуро: успех или пиар?5 января5 янв46656 минЗдравствуйте! Многие сейчас следят за судьбой Мадуро и Венесуэлы. Кто-то осуждает США за захват Мадуро, кто-то восхищается этой операцией. А кто-то задаётся вопросом: а почему мы так не можем? Я же хотел бы на основе аналогичных событий в других странах разобрать что это было: крупный успех для США или дешевая пиар-акция? И надо ли нам делать так же? Совсем недавно, 19 мая 2024 года, и наверное многие это уже забыли, погиб президент Ирана Эбрахим Раиси. Его вертолёт потерпел крушение в условиях густого тумана и плохой видимости. Но некоторые уверены, что это было убийство, поскольку два других вертолёта сопровождения благополучно приземлились. Вместе с Раиси погибли министр иностранных дел Хосейн Амир-Абдоллахян, губернатор Восточного Азербайджана Малек Рахмати, имам Тебриза Мохаммад Али Але-Хашем и ещё несколько человек, включая членов экипажа. После смерти Раиси прошли внеочередные выборы, на которых победил Масуд Пезешкиан, которого многие называют политиком, ориентированным на сотрЗдравствуйте! Многие сейчас следят за судьбой Мадуро и Венесуэлы. Кто-то осуждает США за захват Мадуро, кто-то восхищается этой операцией. А кто-то задаётся вопросом: а почему мы так не можем? Я же хотел бы на основе аналогичных событий в других странах разобрать что это было: крупный успех для США или дешевая пиар-акция? И надо ли нам делать так же? Совсем недавно, 19 мая 2024 года, и наверное многие это уже забыли, погиб президент Ирана Эбрахим Раиси. Его вертолёт потерпел крушение в условиях густого тумана и плохой видимости. Но некоторые уверены, что это было убийство, поскольку два других вертолёта сопровождения благополучно приземлились. Вместе с Раиси погибли министр иностранных дел Хосейн Амир-Абдоллахян, губернатор Восточного Азербайджана Малек Рахмати, имам Тебриза Мохаммад Али Але-Хашем и ещё несколько человек, включая членов экипажа. После смерти Раиси прошли внеочередные выборы, на которых победил Масуд Пезешкиан, которого многие называют политиком, ориентированным на сотр…Читать далее
Здравствуйте! Многие сейчас следят за судьбой Мадуро и Венесуэлы. Кто-то осуждает США за захват Мадуро, кто-то восхищается этой операцией. А кто-то задаётся вопросом: а почему мы так не можем? Я же хотел бы на основе аналогичных событий в других странах разобрать что это было: крупный успех для США или дешевая пиар-акция? И надо ли нам делать так же?
Совсем недавно, 19 мая 2024 года, и наверное многие это уже забыли, погиб президент Ирана Эбрахим Раиси. Его вертолёт потерпел крушение в условиях густого тумана и плохой видимости. Но некоторые уверены, что это было убийство, поскольку два других вертолёта сопровождения благополучно приземлились. Вместе с Раиси погибли министр иностранных дел Хосейн Амир-Абдоллахян, губернатор Восточного Азербайджана Малек Рахмати, имам Тебриза Мохаммад Али Але-Хашем и ещё несколько человек, включая членов экипажа. После смерти Раиси прошли внеочередные выборы, на которых победил Масуд Пезешкиан, которого многие называют политиком, ориентированным на сотрудничество с Западом.
Тем не менее, каких-то значимых изменений во внешней и внутренней политике Ирана после этого не произошло. Скорее даже наоборот — градус противостояния только усилился. Уже после гибели Раиси произошла война между Израилем и Ираном, в ходе которой Иран успешно наносил удары гиперзвуковыми ракетами по территории Израиля. Кстати, в самом начале этой войны Израиль попытался устранить руководство Ирана. Был убит командир КСИР — генерал Хоссейн Салами, один из высших военных лидеров Ирана. Салами курировал ракетные атаки на Израиль в 2024 году и был ключевой фигурой в "оси сопротивления" (включая Хезболлу и ХАМАС).
Был также убит генерал-майор Мохаммад Багери: начальник Генерального штаба вооружённых сил Ирана, высший военный офицер страны. Координировал все вооружённые силы, включая КСИР и регулярную армию. Убит в ходе ударов по военным объектам в первый день. Багери был ключевым стратегом в противостоянии с Израилем и США. Ещё был убит Али Шамхани: бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана, влиятельный политик и близкий соратник верховного лидера Али Хаменеи. Шамхани играл роль в ядерной программе и внешней политике, включая переговоры по ядерной сделке. Убили и генерала Амира Али Хаджизаде: командира аэрокосмических сил КСИР, ответственного за программу баллистических ракет. Были также убиты их заместители и ещё с десяток ведущих иранских ядерных учёных. Прибавим к этому также убийство генерала Сулеймани, что сделал Трамп в свой первый президентский срок. Но изменилась ли от этого политика Ирана? Она осталась прежней, и именно поэтому Штаты сейчас пытаются раскачать в Иране очередные протесты.
Почему политика Ирана не изменилась даже после того, как США и Израиль переубивали столько ключевых политиков и военных? Отчасти это связано с тем, что политика страны в основном определяется верховным лидером Али Хаменеи и элитными структурами, такими как Корпус стражей исламской революции (КСИР), а не президентом. Поэтому гибель (или убийство?) Раиси ничего не изменило. Аналогично и в Венесуэле, власть не принадлежала лишь одному Мадуро, да и было бы странно думать, что Мадуро, бывший водитель автобуса, единолично всем управляет и определяет политику Венесуэлы. Политическая система Венесуэлы включает пять ветвей власти: исполнительную, законодательную, судебную, электоральную и гражданскую. Но вероятнее всего реальная власть в данный момент принадлежит военным, аналогично тому, как в Иране реальная власть находится в руках КСИР — военным целиком и полностью преданных идеям Исламской революции.
Примера ради можно также вспомнить события в Ливии, не такие уж далёкие. При участии США режим в Ливии пал, а Каддафи был убит. Цели кстати были похожие с Венесуэлой — нефть. Ливия обладает крупнейшими запасами нефти в Африке (около 48 млрд баррелей по оценкам на 2026 год, что делает её 9-ой по величине в мире). Под Муаммаром Каддафи нефтяная отрасль была национализирована, прямо как в Венесуэле. Кроме того Каддафи, как и Мадуро, был ориентирован на сотрудничество с Китаем и Россией. Для Запада он был проблематичным партнёром и американцы вместе с европейцами решили сделать ставку на оппозицию, обещавшую сближение с Западом и НАТО, если он придут к власти. Кстати НАТО в ходе войны в Ливии специально избегали ударов по нефтяной инфраструктуре, надеясь прибрать её к рукам целой. Однако гражданская война в Ливии продолжается по сей день, а производство и добыча нефти там наоборот упали, а страна и месторождения разделены на сферы влияния между Западом и РФ+Китай.
Из двух вышеприведенных примеров напрашивается вывод, что Трамп мало что может сделать с Венесуэлой. Один лишь захват Мадуро вряд ли кардинально изменит политику страны. Может быть руководство Венесуэлы и пойдет на какие-то компромиссы с США, чтобы избежать "демократических бомбардировок", но как показывает пример Ирана, политика может и не измениться вообще, захвати Трамп не только Мадуро, а еще с десяток венесуэльских политиков. Если же США решатся на полноценную войну, то как показывает пример Ливии, и это тоже не выход. К тому же Трамп умеет считать деньги, о чём я упоминал в предыдущей статье — партизанская война в джунглях Венесуэлы это дорого, а блокада Венесуэлы не очень эффективна. Вот и оставался у Трампа один единственный ход — осуществить пиар-акцию с захватом Мадуро и попытаться тем самым повлиять на остальное руководство Венесуэлы, в расчёте на быстрый и лёгкий результат.
Не буду конечно исключать, что власти Венесуэлы договорятся о каких-то компромиссах с Трампом, но как подсказывает история, устранить или захватить лидера страны явно недостаточно. Взять еще к примеру Газу и ХАМАС — сколько ключевых фигур ХАМАС убили евреи? Трудно даже сосчитать, но ХАМАС не сдался и не капитулировал. А план Трампа по выселению палестинцев из Газы был отвергнут и провалился.
Многие задаются вопросом, почему мы не можем вот так же взять и захватить Зеленского или ударить по Банковой "Орешником"? Но Зеленский не определяет политику своей страны единолично, он всего лишь бывший юморист, который боится собственных националистов, которые убьют его, если он отдаст приказ ВСУ отступить из Донбасса. После ликвидации Зеленского к власти в Киеве не придёт пророссийское правительство, не перестанут запрещать русский язык и не откажутся от курса в НАТО. Может стать только хуже, если вместо клоуна с его дешевыми пиар-акциями президентом станет профессиональный военный, который будет более грамотно подходить к своим обязанностям. Уж лучше пусть будет клоун.
Чтобы на Украине действительно что-то поменялось, и была необходима СВО. Долгая и трудная, но иначе никак. Чтобы Трампу что-то поменять в Венесуэле, ему тоже нужно принять трудные решения, а не просто захватить Мадуро. Но Трамп не решился на войну с Ираном и вряд ли решился на войну с Венесуэлой. Потому что это дорого и долго. А в ноябре в США промежуточные выборы и Трампу нужен какой-то быстрый результат к выборам. Пускай это будет просто пиар-акция, но ему надо что-то показать. Штаты отчасти являются заложниками их политической системы, где каждый президент заботится о быстрых результатах конкретно в свой президентский срок. Но настоящие результаты достигаются годами, а иногда десятилетиями.
Да, возможно Трамп изменит политику Венесуэлы условно на 10-20%, но чтобы США снова стали хозяйничать в этой стране, придётся потрудиться и пойти на определенные жертвы, на которые Трамп пока идти не хочет, потому что он скорее шоумен. В его стиле пообещать мир на Украине за 24 часа, пострелять по сараям хуситов, немного по Ирану, помечтать о "Ривьере Ближнего Востока" в Газе и убраться восвояси. Ну давайте честно — ведь нигде из перечисленных стран Трамп не добился настоящих результатов. Вот и Венесуэла пока руки вверх не поднимает и не предлагает забрать их нефть. Там еще остались военные и их связи с Россией и Китаем, так что не всё так просто, как оно может показаться на первый взгляд и под влиянием эмоций.