Александр Рар: Европейцы относятся к антироссийским санкциям очень осторожно
Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что после признания Россией республик Донбасса сертификация газопровода «Северный поток – 2» не может быть продолжена.
Немецкий журналист Александр Рар рассказал для читателей «Журналистской правды», какими могут быть последствия приостановки сертификации СП-2 для Германии и для России.
«Северный поток – 2» еще не действовал, поэтому пока тот газ, который идет в Германию, продолжат поставлять через другие газопроводы. Насколько я понял, сертификация «Северного потока – 2» приостановлена на время, труба заморожена, но газопровод построен, и приостановка не означает, что его не введут в действие, когда ситуация успокоится. Мне кажется, Германия хорошо понимала, когда строила этот газопровод и давала разрешение, что дополнительные объемы газа нужны Европе и немецкой экономике. От этой логики не уйти.
Единственное, после вчерашнего признания Россией Донецкой и Луганской народных республик Германия и другие страны вынуждены давить на Россию и вводить санкции для сохранения собственного лица. Они не хотят терпеть такую политику России, поэтому заранее подумали, какие санкции можно будет ввести, чтобы действительно не перегнуть палку и себе не сделать слишком больно. Не стоит вопрос о том, как требуют некоторые горячие головы в Восточной Европе, чтобы ЕС полностью отказаться от российских поставок газа, нефти и угля – это безумие. Ни один нормальный политик на такие санкции не пойдет. Но поскольку Европе все равно нужно принимать какие-то меры, чтобы высказать жесткий протест против российской политики, будут вводить санкции против «Северного потока – 2» и против российских политиков, которых не будут пускать на Запад. Может быть, Англия будет жестко давить на российский бизнес в своей стране.
Но, думаю, жестких и очень страшных санкций не будет, потому что в Европе понимают, что от России могут последовать ответные меры. США российские санкции не затронут, американская экономика не зависит от России в такой степени, как европейская, поэтому может себе позволить так себя вести. А европейцы относятся к санкциям очень осторожно, потому что множество европейских фирм зарабатывает большие деньги на российском рынке. И экономические связи между Россией и Германией довольно глубокие. Например, такие жесткие санкции, как отключение России от финансовых институтов Запада в первую очередь ударит по европейскому бизнесу, поэтому на такие шаги никто не пойдет».