«Преимущество отсталости»: Белоусов увидел второй шанс для России со времен 90-х

У России на фоне вызванной санкциями перестройки экономики второй раз с 1990-х годов возникло «преимущество отсталости», заявил на закрытом заседании Столыпинского клуба экономист близкого к Кремлю ЦМАКП Дмитрий Белоусов, брат министра обороны.

Белоусов напомнил, что в 90-х Россия сильно отставала от мира в цифровых технологиях, но воспользовалась этим и «сейчас уже почти не отстает». Новые центры силы часто появляются там, где раньше была отсталость. В пример он привел Турцию, в которой «ценой высокой инфляции» возникла современная промышленность, которой не было 25–30 лет назад.

«Долго смеялись над Ираном, и вдруг обнаружилось, что иранцы построили себе высокотехнологичные секторы промышленности, в том числе оборонки, чтобы сломать которые (с неясным конечным эффектом), понадобилось вмешательство самого «большого брата»», — отметил Белоусов-брат.

Также в числе тех, кто из отстающих выбился в лидеры, экономист назвал Китай и Индию.

При этом представитель ЦМАКП признал, что в ближайшие пять лет Россия может столкнуться с многочисленными вызовами. Среди них он назвал реиндустриализацию США, исчерпание возможностей извлечения природной ренты и восход новых мировых центров силы.

Но «почти любой вызов — это возможности», подчеркнул он. К примеру, Россия может взаимодействовать с новыми центрами силы. В частности, по его словам, следует задуматься о переносе трудоемких производств в Африку и заниматься с африканскими странами совместными научно-исследовательскими работами.

Также Белоусов призвал не ждать полного снятия санкций против России даже после окончания СВО:

«Не факт, что победа в СВО остановит санкционные войны, — наверное, на время смягчит, но… Но на месте СВО возникнут какие-нибудь поводы — условно, проблемы с экологически нечистым газом, еще с чем-нибудь».

Он пояснил, что санкции стали «крутым» способом конкурировать на мировом рынке. Однако, по мнению экономиста, ограничения должны быть стимулом для развития России, в частности для создания замкнутых платежных систем расчетов.