Каким будет ответ на натовскую стратегию «Россия – угроза №1»
В Североатлантическом альянсе активно готовятся к саммиту, который должен пройти в этом году, и где, как ожидается, будет принята стратегия «НАТО—2030»
В этой связи важным этапом стала двухдневная встреча глав МИД стран—членов альянса в Брюсселе 25—26 марта. Впервые с начала пандемии дипломатам удалось встретиться лично. Среди участников встречи неслучайно был и представитель новой администрации США — госсекретарь Энтони Блинкен. Те разногласия, которые разделяют страны НАТО (и ЕС), вынудили его прибыть из Вашингтона, чтобы заявить о намерении США «оживить партнерство» в рамках альянса, что крайне необходимо, прежде всего, для противодействия России и Китаю. А кому же еще?
Это был первый визит в Европу одного из важных членов команды президента Джо Байдена, и генсек альянса Столтенберг немедленно откликнулся на призыв представителя «Большого брата». На заседании глав МИД стран альянса, а также внеблоковых Швеции, Финляндии и ЕС он призвал всех объединиться против России. Дескать, Россия остается главной угрозой, однако в альянсе готовы проявить терпение, если в Москве пойдут на уступки. Глава евродипломатии Жозеп Боррель тоже стал в «боевую стойку», подчеркнув, что общими усилиями ЕС и НАТО Россию можно «загнать в рамки». Опасностям, исходящим от Москвы, НАТО во время саммита посвятило даже отдельное заседание. Речь, прежде всего, шла об увеличении сдерживающих способностей НАТО после возвращения Крыма в состав России.
Собственно, с тех событий, как мы помним, все и началось. Американцы планировали, что после госпереворота в Киеве они оккупируют полуостров, вытеснят оттуда русских и, разместив свои корабли и подлодки в Севастополе, возьмут под неусыпный контроль не только Черноморский регион, но и Ближний Восток (включая сюда Иран, а также отбившуюся от рук Турцию) и, естественно, всю европейскую часть России, как минимум. Но — обломилось: Крым стал наш, а янки вкупе с союзниками (и Японией тоже) обрушили на Россию санкционный удар страшной силы, учинили ряд международных провокаций, в том числе руками украинских военных сбили гражданский самолет на Донбассе, сымитировали отравление шпиона из бывших сотрудников российской разведки Скрипаля и его дочери, организовали допинговый скандал вокруг наших олимпийских спортсменов и т.д. Начатые в 2014 г. политико-экономические кампании против России не прекращаются до сих пор, и конца краю им не видно. Но эффект — почти нулевой: Россия как стояла, так и стоит, более того — ее способность к сопротивлению увеличилась кратно. Это тот самый случай, когда на Руси говорят: пока не грянет гром, мужик не перекрестится. Перекрестились и сосредоточились.
Им это не понять. Они бы уже давно сложили лапки и сдались в плен.
А Москва, по мнению НАТО якобы порванная в клочья, мешает «конструктивному диалогу» и постоянно ведет «устрашающие военные операции» вблизи границ альянса, то есть на своей территории.
Натовские аналитики увидели опасность присутствия России в Арктическом регионе, в Черном и Балтийском морях и восточном Средиземноморье. В этой связи они рекомендуют проводить в отношении нашей страны «политику сдерживания и диалога». Любопытно, как это может выглядеть на практике, если НАТО объявило Россию своей главной военной угрозой до 2030 г.?
Вдобавок напомним, что Североатлантический альянс усилил свое присутствие в регионе Черного моря, а также сотрудничество с Грузией и Украиной. Как сообщал Столтенберг, в организации намерены продолжить работу в этом направлении и дальше. При этом черноморская проблематика в стратегии «НАТО—2030» отражена не только из-за российских угроз. Проблематика Крыма — важная, но не единственная цель усиления НАТО в Черном море, убежден Орхан Гафарлы, эксперт Центра политических исследований в Анкаре. «Альянсу необходимо укрепиться в Черном море, чтобы вернуть Турцию. Сейчас НАТО и Анкара не согласны по многим вопросам. Но обе стороны понимают — нужно сотрудничать». Гафарлы считает, что НАТО позволяет Турции и странам ЕС сглаживать взаимные противоречия. И в то же время помогает Анкаре блокировать действия Греции, Кипра или Франции, если в них есть антитурецкий подтекст.
Однако в случае военной конфронтации Москва не пустит противника в Черноморский регион, пишет китайский портал Jinri Toutiao Как отмечает издание, альянсу следует отдавать себе отчет в том, что Москва обладает сильной и боеспособной группировкой, развернутой в Крыму. НАТО может противопоставить ей группу из 15 эсминцев и авианосец «Шарль де Голль». И хотя Черноморский флот не является самой мощной группировкой ВМФ РФ, его потенциала хватит для удержания ситуации в регионе под контролем. Флот здесь исчисляется 3400 единицами. Самый мощный из них — крейсер «Москва» с ракетными комплексами П-1000 «Вулкан». Крым также защищает авиаполк Су-24, Су-24МР и Су-30СМ. Потенциального противника России ожидают также мощные береговые комплексы «Бал» и «Бастион». На днях МО России принято решение расположить на полуострове еще и полк ВДВ. «Российский Крым, без преувеличения, по своей мощи равносилен двум авианосным группам», — отметил Jinri Toutiao. Китайские эксперты констатировали, что Западу «не следует совать нос в Черное море».
Однако генсек Столтенберг заявляет, что НАТО собирается выйти за границы географической ответственности, то есть шагнуть за пределы когда-то придуманного в недрах альянса некоего евроатлантического пространства, — но и взять под свой контроль практически всю планету. Зачем? Ответ прост до идиотизма: а чтобы отстаивать свободу. Чью? Да неважно, так как это, оказывается, главное направление в развитии НАТО. При этом натовцы ведут себя как глухари на току: никого не замечают кроме самих себя и слышат только свои голоса.
Это у них врожденное. Потому и пропустили, как Владимир Путин излагал новую стратегию российской национальной обороны. Согласно этой стратегии, в случае возникновения внешней военной угрозы ответная реакция со стороны РФ будет распространяться не только на атакующие силы, но и на центры принятия решений. По мнению политолога, а в недалеком прошлом руководителя одной из спецслужб Израиля Якова Кедми, этот фактор полностью нивелирует значение НАТО для США. Кедми напомнил, что новые образцы российского вооружения делают бессмысленной американскую систему противоракетной обороны в Европе. При этом российское высокоточное оружие позволяет наносить удары не только по стратегическим объектам на территории США, но и по центрам управления в Европе. Именно поэтому исчезает необходимость в «европейском барьере», роль которого выполняет НАТО, что может подтолкнуть США к роспуску альянса. (За ненадобностью будет полностью нивелирована и роль нынешней нацистской Украины, которая позиционирует себя как антироссийский форпост).
Но сегодня НАТО кроме борьбы с Россией и Китаем, а также контроля над важнейшими аспектами жизни Европы претендует на контроль над Арктикой. Москва, считают в Вашингтоне и Брюсселе, стремится закрыть для других стран этот регион. Американцы, в первую очередь, крайне обеспокоены тем, что не могут контролировать Северный морской путь. Главная цель Пентагона — завоевать господство в Арктическом регионе. С этой целью США хотят разместить на Аляске так называемую мультидоменную (многосферную) оперативную группировку, включающую в себя крупные подразделения военно-воздушных и военно-морских сил. Арктическая концепция Пентагона (НАТО) предполагает эффективные боевые действия в пяти сферах — на земле, в море и воздухе, космосе и киберпространстве.
При определении роли НАТО в дальнейшей экспансии по всему миру представители альянса, видимо, настолько увлеклись, что не обратили внимания на новость из России, которая почему-то (!) никак не желает допустить своих геополитических противников к проторенному ею Северному морскому пути в роли его полновластных хозяев.
Наоборот, она делает все для того, чтобы самой владеть своими северными территориями. И в то время, когда министры натовских стран определяли место России в конструируемом ими мире, главком ВМФ РФ Николай Евменов докладывал президенту РФ Владимиру Путину о том, что атомная подлодка провела торпедную стрельбу из-подо льда в ходе экспедиции «Умка-21» в Арктике. В ходе экспедиции «Умка-2021» впервые в истории российского Военно-морского флота было выполнено всплытие из-подо льда трех атомных подводных лодок в ограниченном районе радиусом 300 метров, полет в приполюсный район с дозаправкой в воздухе пары истребителей МиГ-31 с проходом географической точки Северного полюса. Кроме того, были проведены тактические учения подразделения арктической мотострелковой бригады в сложных метеоусловиях.
Это только последнее из того, что Россия делает в Арктике. Еще в декабре 2014 г. было создано Объединенное стратегическое командование (ОСК) «Север». Его задачи — освоение новых мест базирования на побережьях и островах Северного Ледовитого океана. Зона ответственности — от Мурманска до Анадыря. На арктических архипелагах создают современную военную инфраструктуру с высокотехнологичными и эффективными системами отслеживания обстановки во всех средах — в воздухе, на воде и под водой. Один из главных факторов сдерживания НАТО — Северный флот располагает крупнейшей в России группировкой боевых кораблей и подводных лодок.
Но это еще не все. Россия планирует разместить атомную подводную лодку «Хабаровск» на Камчатке, о чем во второй день заседания министров инодел стран НАТО сообщил ресурс Avia.pro. Отмечается, что «Хабаровск» является носителем ядерных подводных беспилотных устройств «Статус-6» («Посейдон»). Издание подчёркивает, что таким образом Россия сможет в случае военной необходимости подготовить мощный удар по западному побережью США и уничтожить в этом регионе крупные военно-морские базы и базы ВВС.
А зенитные ракетные комплексы С-300В4, развернутые на Курилах, С-400 (на Сахалине) и самолеты-перехватчики МиГ-31БМ (на Чукотке) обеспечили надежное прикрытие российских дальневосточных рубежей, заявил в четверг, 25 марта, министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе коллегии российского военного ведомства. Он также добавил, что на данный момент в рамках государственной программы продолжается переоснащение войск Восточного военного округа (ВВО).
И пока министры иностранных дел стран НАТО заседали в Брюсселе, определяя, как им казалось, будущую судьбу России, Москва обозначала свои намерения по всему периметру государственной границы. «Известия», ссылаясь на информацию источников в оборонном ведомстве страны, заявили, например, о том, что Министерство обороны РФ приняло решение перебросить в Калининградскую область сверхзвуковые противокорабельные ракетные комплексы из-за резкого усиления группировки НАТО на этом направлении. Возможности российских БРК «Бастион» таковы, что позволяют наносить удары не только по морским целям, но и по наземным базам.
Трудно поверить в то, что названные примеры демонстрации военной силы Россией одновременно со встречей в Брюсселе — простое совпадение. В связи с чем на память приходит прошлое, прежде всего, знаменитый «Наш ответ Чемберлену».
Выражение появилось в связи с угрожающей нотой, которую английское правительство направило в 1927 г. руководству СССР. В 1924—1929 гг. министром иностранных дел Великобритании был Остин Чемберлен. В то время между странами складывались крайне напряженные отношения из-за Китая. Там разразилась коммунистическая революция, и Великобритания в категорической форме потребовала от Советского Союза прекратить финансовую, военную и политическую поддержку китайского гоминьданско-коммунистического правительства. Эти требования содержались в так называемой ноте Чемберлена, направленной в адрес советского правительства.
На тот момент СССР переживал очень непростой период. Но Москва четко показала, что будет самостоятельно принимать решения и ее нельзя запугать. Отказ СССР выполнить условия ноты об отказе от помощи борющемуся Китаю привел к полному разрыву дипломатических отношений с Великобританией по инициативе британской стороны. А сам министр стал одним из главных объектов для нападок советского агитпропа: его изображали на карикатурах, плакатах, высмеивали в прессе. Под этим лозунгом, например, призывали граждан принять участие в проводимом «Осоавиахимом» сборе средств на строительство воздушного флота. Это крылатое выражение считается достойным ответом на любые неприемлемые действия «партнеров».
Вместе с тем, думаю, список кандидатов на современный «наш ответ» длинный, и каждый нынешний Чемберлен тоже сможет получить свой ответ, причем не только в вербальной форме. Они ведь антироссийскими санкциями явно не намерены ограничиться. И тут как в старые времена на геополитической арене опять появляется Китай. Там незадолго до брюссельского саммита министров инодел НАТО прошли переговоры министра иностранных дел РФ Сергей Лаврова с министром иностранных дел КНР Ван И. Как отмечал Лавров, Москва и Пекин будут продолжать выстраивать свою внешнюю политику «созидательно, конструктивно, гибко, всегда проявляя готовность к компромиссам, но исключительно на основе взаимоуважения и поиска баланса интересов». КНР, по словам Лаврова, является стратегическим партнером и настоящим единомышленником России, а сотрудничество стран на международной арене оказывает стабилизирующее влияние на глобальную и региональную обстановку. Дипломат добавил, что Россия рассматривает новую эпоху отношений с Китаем в контексте «широкой ситуации, складывающейся на международной арене». «Она претерпевает очень глубокую трансформацию, укрепляются новые центры экономического роста, финансового могущества и политического влияния», — говорит Лавров. Однако, похоже, в НАТО и США не хотят понять, что для западного цивилизационного проекта будет означать создание геополитического образования в лице России и Китая.
При этом 22 марта 2021 г. в американском журнале The National Interest появилась статья с заголовком «Почему Россия — это такая ужасная проблема» и подзаголовком «Америка должна попытаться отодвинуть Россию от Китая и улучшить отношения, сохраняя сдерживание».
В публикации прямо признается мощный потенциал геополитического союза Китая и России: «Соединенные Штаты больше не могут противостоять Китаю и России на всех уровнях, не подпитывая при этом российско-китайский альянс, который существует уже много лет и сам по себе способен рассеять американскую мощь».
Добавлю: вполне очевидно, что одновременное противостояние Вашингтона с Москвой и Пекином приведёт к стратегическому банкротству США.
Но уже после саммита в Брюсселе, вернувшись в Вашингтон, госсекретарь Энтони Блинкен в интервью журналистам телеканала CNN, которое вышло в эфир в воскресенье, сказал: США намерены с позиции силы выстраивать отношения с Китаем, которые обретают все более конфронтационный характер. Блинкен также заявил, что Вашингтон намерен принять серьезные меры в отношении Москвы. «Мы повсеместно видим различные примеры российской агрессии…», — сказал он. И тут его понесло — все по тому же накатанном кругу обвинений России: о «Северных потоках» как инструменте подрыва европейской безопасности, о вмешательстве в американские выборы и т.д. до «применения химического оружия при попытке убить Алексея Навального». В общем, как отмечал в Китае Сергей Лавров, на нашем Западном фронте без перемен. Теперь вопрос только в том, каким будет наш ответ «коллективному Чемберлену».
Валерий Панов, Столетие