Война в вашем мониторе. Гримасы информационной войны
Кто пользуется Фейсбуком наверняка помнит, как несколько лет назад, ФБ публиковал забавные тесты, в которых выяснялось, какое ты животное, кем ты был в прошлой жизни, какой ты действительно национальности и прочую, казалось бы, чепуху.
Затем, сведения о миллионах пользователей соцсети «Фейсбук» оказались у компании Cambridge Analytica, где на основании этих тестов, специалисты заполнили анкеты и вычислили основные психотипы людей, «пасущихся» на просторах интернета. Например, если человек показывал, что он трудолюбивый, то выясняли какова вероятность того, что он скажет, что он любит порядок. Если такие вероятности превышали 30%, то эти утверждения группировали вместе. В итоге это вывело исследователей на пять основных групп людей. Так появилась «пятифакторная модель личности».
Промежуточные результаты этой работы можно было наблюдать в ходе выборов в США. Тогда впервые к избирателям стали приходить рекламные ролики, завуалированные под небольшие новости. И эти новости были направлены против конкретного кандидата в президенты. Целевой же избиратель получал информацию, какие негативные последствия произойдут, если он проголосует не за того кандидата.
Причем ролики были «заточены» под конкретного избирателя. Это была не ковровая бомбардировка политической рекламой, а точечная. Та информация, которую получал белый дальнобойщик, никак не могла попасть в ленту черному торговцу, и то, что видел латиноамериканец, отличалось от того, что видели геи и трансгендеры. Единственное, что объединяло этих людей, это то, что каждый получал индивидуальную информацию об одном и том же «неугодном» кандидате в президенты.
Сегодня мы видим то же самое в наших лентах. Сейчас просыпалась и продолжает сыпаться целая серия роликов, собранных из разных выступлений руководителей страны и скомпилированных так, что у зрителя создается уверенность, что страна рушится, денег нет, нефть заканчивается, морковь скоро будет стоить 300 рублей, лук сто, а на бензин просто не хватит денег, если он вообще будет.
В комментариях боты работают по старинке, по методичкам: «Доллар по сто», «А ты уже собрался на войну?», «Ты отправишь своего сына на фронт», «Встречайте пенсионный возраст в 75», «за 300 км от Москвы уже ничего нет», «нищие бабушки», «ВВП ниже, чем в Уганде» и т.д.
Только теперь технологии пошли дальше. Теперь получатель конкретного контента вычисляется ИИ не только по пристрастиям, национальности, социальному статусу, но и на основании эмоционального портрета, характера и темперамента индивида.
Сотни роликов «случайно» попадают к людям, заставляя их сомневаться, тревожиться, приводят их в отчаяние. И все только потому, что ИИ уже определил «болючие боли» конкретного человека, выявил его страхи и переживания. Больному человеку ролик рисует картину не только того, что у него скоро не хватит денег на лекарства, но и того, что рядом никого не окажется, дети разбегутся, а государство отвернется. «Одиночество, вот, что тебя ждет», — внушает ролик. ИИ уже вытащил страхи человека из его переписки, из его комментариев и визуализировал их. А далее, в зависимости от заложенного в этого человека темперамента, он либо впадет в сильнейший стресс и уныние, либо озлобится. Оба-два этих отрицательных для человека результата являются положительными для создателей роликов.
Сегодня осознаешь, что новые психологические методы соразмерны открытию нейтрона. В недобросовестных руках это становится психологическим оружием. Мы становимся этому свидетелями. Зная, как реагируют люди на слова, они могут манипулировать их действиями. Снимаются видео, бьющие в боли, в которых есть перевернутые факты. Ложь вперемешку с правдой и истинными ценностями, человек заглатывает как наживку, а вложенные смыслы воспринимает, как свои. Просто потому, что он им доверяет. Взбудоражив эмоционально человека, они тонко манипулируют гормонами, выделяющимися у человека в теле. В момент эмоции мыслительные процессы не работают. Это доказал еще Павлов с собачками. В момент страха или отвращения работает инстинкт. В стрессе, конкретный человек выбирает только то действие, которое заложено в его генетику. Думать человечество способно только в состоянии покоя. Поэтому весь Голливуд нацелен на экшн. Никаких мелодрам, никаких «розовых соплей». Даже мультики будут обязательно с будоражащим сюжетом. Никаких «Ёжиков в тумане». А если любовь, то с вампиром.
Вы замечали, как иногда, в спокойно текущем потоке автомобилей, вдруг появляется человек, который кого-то подрезал, дал по газам и погнал дальше. Кто-то спокойно пропустит это мимо, но чаще, человек вспыхивает, оскорбляется и мчится догонять нахала, чтобы продемонстрировать ему… в общем, чего-то там продемонстрировать, он даже точно не знает чего. Чем такие гонки заканчиваются, и не только для «гонщиков», мы знаем. Потом разумно объяснить, что же произошло в голове и как это получилось, что две машины в кювете, никто не может.
Вот и в интернете, надо соблюдать чистоту разума, ясность ума и не впадать в эмоции, когда говорят только ваши гормоны и ваша биохимия. Надо понимать, что все то написанное и показанное вам, что вызвало у вас резко отрицательные эмоции, для этого и написано, для этого вам и показано.
Только холодный разум позволит вам без потерь и повреждений покинуть вечером интернет…