Россия может оказаться запертой в Черном море из-за отказа Турции от конвенции Монтрё
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что конвенция Монтрё не будет действовать в отношении нового канала «Стамбул».
Турция строит альтернативный канал «Стамбул», чтобы разгрузить пролив Босфор, который соединяет Черное и Мраморное моря.
Профессор Дипломатической академии МИД России, вице-президент Лиги военных дипломатов, доктор исторических наук Владимир Винокуров прокомментировал для «Журналистской правды», что означает отказ Турции от конвенции Монтрё.
«Это очередной антироссийский шаг со стороны Эрдогана. Он хочет разрешить проход военных кораблей, который ограничивает конвенция Монтрё, через новый канал под названием «Стамбул». Как член НАТО Эрдоган сделает проход свободным для союзников. Мы уже знаем позицию Эрдогана в украинском конфликте, по Крыму, поэтому ничего хорошего ожидать не стоит.
До сих пор речь шла о том, что конвенция Монтрё будет касаться в одинаковой степени и пролива Босфор, и нового канала. Но сегодняшнее заявление Эрдогана опровергло наши предположения. Значит, не будет ограничений по военным кораблям, тоннажу, вооружению и прочим параметрам.
Сейчас военные корабли проходят через пролив Босфор, но находиться в Черном море могут определенное время. Получается, что корабли, прошедшие через Стамбульский канал, могут находиться в Черном море без ограничений во времени. В принятом Эрдоганом решении просматриваются неприятные последствия для национальной безопасности России.
Из-за возможного отказа от конвенции Монтрё восстали турецкие генералы, потому что они знали, отсутствие правил конвенции полностью изменит геостратегическое положение на Среднем Востоке. Эрдоган же просто-напросто расправляется с адмиралитетом своих военно-морских сил, которые мешают его планам расширения Турции до Османской империи.
Почему Россия до сих пор спокойно на всё реагирует? В Нагорном Карабахе Турция пыталась вмешаться в наши миротворческие операции. После визита Зеленского в Анкару Эрдоган поддержал «Крымскую платформу» и заявил, что не признает Крым российским. Как можно поддерживать партнерские отношения в Сирии при проведении операций против международного терроризма?
Турцию ни в коем случае нельзя рассматривать как партнера. Да, сейчас модно создавать союзы по ситуации, как они называются в дипломатии Ad hoc (например, коалиция под руководством американцев на Ближнем Востоке). Но мы видим, что в последнее время Турция задает совсем другой вектор в нашем временном партнерстве. Нужно что-то срочно предпринимать, а то окажемся в ситуации, когда наши корабли заперты в Черном море».