Белоруссия: режим резвится, враг не дремлет

Белоруссия: режим резвится, враг не дремлет
7 апреля учреждение, именуемое офисом Светланы Тихановской, заявило о готовности пойти на переговоры с властями Белоруссии. С чего это вдруг оппозиция стала демонстрировать показное миролюбие? Ответ на вопрос дают недавние события, происходившие вокруг РБ и непосредственно в самой республике. 9 марта официозные СМИ сообщили о встрече председателя КГБ Ивана Тертеля с Александром Лукашенко, где главный чекист предупредил о готовящихся провокациях и акциях, направленных на дестабилизацию ситуации в РБ. В качестве организаторов вполне ожидаемо назывались лидеры белорусской оппозиции, находящиеся за границей.

Слова Тертеля могли быть чем угодно: актом информационной войны, аппаратной игрой или чиновничьим рвением, ― однако 22 марта в Вильнюсе в здании Сейма Литвы прошел форум Кастуся Калиновского. Это не первое мероприятие такого рода, и оно позволяет Тихановской изображать бурную деятельность по «демократизации» Белоруссии. Участников форума приветствовал верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель, также по видеосвязи выступила посол США в Белоруссии Джули Фишер. Несмотря на должность, она находится в Соединенных Штатах и в Минске отсутствует. Впрочем, это не означает, что Фишер бездействует.

В феврале посол совершила вояж в Польшу и Литву. В Вильнюсе Фишер побеседовала с Тихановской и заверила ее в поддержке «народа Беларуси» (то есть «змагаров») со стороны США. В Варшаве Фишер ждали замминистра иностранных дел Мартин Пшидач и Агнешка Ромашевская-Гузы — директор телеканала «Белсат», вещающего на РБ и являющегося важным пропагандистским инструментом в борьбе против режима Лукашенко. В общем, Джули Фишер устроила инспекцию и смотр имеющихся сил. Что касается форума Калиновского, то посол заявила о том, что Вашингтон за досрочные выборы и готов помочь провести их по «международным стандартам», то есть посадить в президентское кресло своего человека.

Через три дня после мероприятия в литовском парламенте подоспел День Воли. Его отмечают 25 марта, и дата связана с провозглашением в 1918 году Белорусской народной республики (БНР). Это, с позволения сказать, государственное образование было весьма призрачным, и таковых на территории бывшей Российской империи в ту пору было предостаточно. Например, в соседней с Белоруссией Литве тамошние политики учредили конституционную монархию и пригласили на престол немецкого принца Вильгельма фон Ураха. Осенью 1918-го Германия проиграла войну, и на этом история Королевства Литва закончилась. Историкам изучать подобные королевства и республики очень интересно, но «змагарская» тусовка создала культ БНР и упорно навязывает его белорусскому обществу.

По случаю Дня Воли Тихановская призвала к новым акциям и объявила о начале протестной весны. Это было обращение к сторонникам внутри РБ. Сама же «избранный президент» отправилась к главе литовского государства Гитанасу Науседе. Тот поздравил белорусов и выразил надежду, что скоро они смогут отмечать День Воли официально. Затем Светлана Тихановская посетила символическую могилу Антона Луцкевича (в правительстве БНР он занимал пост премьер-министра). Компанию белорусской эмигрантке составил министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис — внук Витаутаса Ландсбергиса, считающегося отцом литовской независимости.

В целом, картинка празднования Дня Воли вышла броская, не хватало одного — сколь-нибудь массовой манифестации под бело-красно-белыми флагами в Минске. Телеграм-канал Nexta Live зазывал 25-го на предварительный митинг (День Воли пришелся на четверг), а на 27 марта анонсировал многочисленный протест. Не срослось. В будни что-то достойное внимания, хотя бы масштабах одного двора, организовать не удалось, а в субботу в центр столицы стянули силы правопорядка и провели превентивные задержания. В соседней Польше, конечно же, сообщили об очередном злодеянии «последней диктатуры Европы» — аресте 245 человек, рвущихся к свободе (по данным МВД РБ, их было меньше сотни). Однако в литовских СМИ было заметно разочарование: вспомнили даже признание Тихановской в том, что режим вернул себе улицу.

Стоит отметить, что в связи с Днем Воли режим знатно порезвился. КГБ внес Тихановскую в список лиц, причастных к террористической деятельности, а МИД занялся откровенным троллингом американцев. 25 марта посольство США на своей официальной странице в твиттере опубликовало видео с короткой речью заместителя пресс-секретаря Госдепартамента Джалины Портер, заявившей следующее: «Отмечая белорусский День Воли, мы восхищаемся стойкостью белорусского народа перед лицом непрекращающихся репрессий. Мы поддерживаем ваши устремления сегодня, в День Воли и каждый день». В ответ республиканский МИД выразил сожаление, что не поздравил с недавней годовщиной принятия конституции Конфедеративных штатов Америки (проще говоря, южан времен Гражданской войны в США). Также Минск восхищался подлинными героями, такими как Эдвард Сноуден и Джулиан Ассандж. Кроме того, в тексте декларировалась готовность помочь в освоении земель Аляски и содержалось предложение предоставить послу Джули Фишер белорусское гражданство, дабы она имела возможность голосовать на выборах в РБ.

Досталось и Польше. Накануне Дня Воли задержали председателя Союза поляков Белоруссии Анжелику Борис и активиста этой организации Анджея Почобута. Союз не зарегистрирован в Минюсте, но полтора десятка лет власть закрывала глаза на этот инструмент «мягкой силы» Речи Посполитой. В Варшаве на арест реагировали бурно, но помочь ничем не могли, а в первые дни апреля на въезде в Гродно (около 20 процентов населения города ― поляки) на бигборде появилась надпись «Черная книга. Пять лет правительств ПиС» (имелась в виду находящаяся у руля Речи Посполитой партия «Право и справедливость»). Дополнялось это фразой с тремя пунктами: «Невыполненные обещания, бездействие, нарушение законов». Текст был на польском языке.

6 апреля по теме отношений с западной соседкой выступил Лукашенко. «Мы никогда не вспоминали об оккупации Польшей значительной части белорусской территории в 20–30-е годы прошлого века. Но, видимо, пришло время вернуться к этой теме, детально исследовать ее с привлечением историков и политологов, что уже, кстати, мы начали делать», — заявил президент. Высказался он и по поводу Союза поляков, пообещав разобраться с НКО, существующими на иностранные деньги, и в свойственной ему манере добавил: «По морде получат и очень сильно». После слов Лукашенко шеф канцелярии премьер-министра Речи Посполитой Михал Дворчик пожаловался, что «наших соотечественников [в Белоруссии] преследуют только за то, что они поляки».

В целом с ситуацией вокруг Дня Воли власти РБ справились, но борьба с Лукашенко продолжается, и заявление «офиса Тихановской» не больше чем маневр. Если следующие акции протеста закончатся таким же провалом, как и демонстрация 27 марта, произойдет смена тактики. В частности, «змагарская» оппозиция может переключиться на тему эпидемии коронавируса. Она явно волнует людей сильнее, чем мифическая «свобода» или химерная «страна для жизни». Пробой пера здесь выглядит фотовыставка «Машина дышит, а я — нет». Она открылась в Минске 30 марта и была посвящена «белорусским медикам и вызовам, с которыми они столкнулись за последний год: пандемией COVID-19 и политизацией системы здравоохранения». Одной этой фразы достаточно, чтобы понять направленность выставки и неудивительно, что 1 апреля санстанция и МЧС закрыли выставку, а 5-го организаторов задержали. Теперь о них неустанно трубит «демократическая» пресса вроде Tut.by, REFORM.by или Euroradio FM.

Расстановка внешних сил, требующих выборов и свержения Лукашенко, остается той же, что мы видели в августе 2020-го. Правда, все активнее проявляет себя Литва. Она вообще сейчас энергично отстаивает ценности «свободного мира» и решила открыть на Тайване официальное торгпредство — делается это в пику Китаю и в угоду США. Вильнюс немного оттеснил Варшаву, но та тоже не плетется в хвосте, настаивая на новых выборах и проталкивая «план Маршалла для Беларуси». Замысел сводится к тому, чтобы ЕС профинансировал «гражданское общество» в РБ. Польша предложила план еще осенью, Евросовет его одобрил, а потом документ застрял в Еврокомиссии. В марте премьер-министр Речи Посполитой Матеуш Моравецкий встречался с Эмманюэлем Макроном и просил поспособствовать в реализации этого «плана Маршалла».

Нельзя сбрасывать со счетов и «черных пауков» — Центральную группу психологических действий Войска Польского. На ее вовлеченность в белорусские события и связь с семейством телеграм-каналов Nexta заговорили сразу, когда в РБ начались протесты. Аналогичное «черным паукам» подразделение есть и в украинской армии. Публично о нем в ноябре заявлял Лукашенко, также 72-й центр информационно-психологических операций засветился перед январскими акциями в поддержку Алексея Навального. Есть и другие инструменты для проведения операций в медиасфере. В середине марта в Гродно арестовали Дениса Ивашина, редактора белорусской версии «ИнформНапалма». Организация находится на Украине, а Ивашин занимался «расследованием»: искал в белорусском ОМОНе российских наемников и бывших бойцов «Беркута», сбежавших в РБ и теперь зверски разгоняющих демонстрации оппозиции. Искал и, как ни удивительно, находил. Кстати, Ивашин имеет статус зарубежного украинца, и МИД в Киеве выражал обеспокоенность его задержанием.

Так что враги Лукашенко не дремлют, а сам он тем временем, вопреки собственным обещаниям, затягивает транзит власти: и Всебелорусское собрание вроде созвал и даже на возможных преемников указал, но в последний мартовский день заявил, что спешить и размывать полномочия главы государства не будет.

Алексей Ткачук