Трехсторонние консультации в ОАЭ: о чем договорились Россия, Украина и США

https://rtvi.com/wp-content/uploads/2026/01/000026_1769198073_760721_big-kopiya.jpg

Лед тронулся: США заявили о неожиданном успехе переговоров с Россией и Украиной в Абу-Даби

В столице Объединенных Арабских Эмиратов завершилась крайне важная дипломатическая встреча, которая может стать поворотной точкой в затянувшемся конфликте. Трехсторонние переговоры с участием делегаций из Соединенных Штатов, Российской Федерации и Украины, прошедшие 24 января, завершились на конструктивной ноте, что было с удивлением отмечено западными наблюдателями. Многочасовые дискуссии, включавшие как общие заседания, так и конфиденциальные двусторонние форматы, дали повод для осторожного оптимизма, хотя путь к миру остается чрезвычайно сложным.

Российскую делегацию на этих непростых переговорах возглавлял начальник Главного разведывательного управления Генерального штаба, адмирал Игорь Костюков. Украинскую сторону представляла группа высокопоставленных лиц, включая секретаря Совета национальной безопасности и обороны Рустема Умерова, главу Офиса президента Кирилла Буданова, его первого заместителя Сергея Кислицу, руководителя парламентской фракции «Слуга народа» Давида Арахамию и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенанта Андрея Гнатова. Американская делегация состояла из специального посланника президента США Стива Уиткоффа, зятя экс-президента Дональда Трампа Джареда Кушнера, комиссара Федеральной службы по закупкам Джоша Грюнбаума и командующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Алексуса Гринкевича.

Текущий раунд завершился на «очень конструктивной» ноте, написал спецпосланник Уиткофф на своей странице в социальной сети Х.

Второй день консультаций проходил за закрытыми дверями, что позволило сторонам обсудить наиболее чувствительные вопросы без давления медиа. Согласно информации, полученной корреспондентами ведущих международных агентств, ключевыми темами повестки были вопросы определения будущих границ, создание демилитаризованных буферных зон вдоль всей линии соприкосновения войск, выработка механизмов контроля за соблюдением возможного прекращения огня, а также параметры общеевропейской безопасности. Отдельным и крайне важным пунктом стал спор вокруг статуса и безопасности Запорожской атомной электростанции.

Примечательно, что, по данным газеты Financial Times, американская и украинская делегации совместно выступили с инициативой объявить так называемое энергетическое перемирие. Суть предложения заключается в том, чтобы Россия прекратила атаки на энергетическую инфраструктуру Украины в обмен на гарантии со стороны Киева не наносить удары по российским нефтетанкерам и нефтеперерабатывающим заводам. Этот вопрос, однако, остался открытым для дальнейшего обсуждения.

Самым значимым событием с дипломатической точки зрения стало то, что российские и украинские представители в ходе встречи в Абу-Даби провели прямые переговоры без участия американских посредников. Такое прямое взаимодействие, как отмечают источники в изданиях Axios и Reuters, стало первым за долгие годы. Этот факт многие эксперты расценивают как попытку вернуться к формату прямого диалога, который был прерван с началом полномасштабных военных действий.

Анонимные американские чиновники, опрошенные журналистами Axios, также дали оптимистичную оценку итогам встречи. Один из них даже отметил, что в заключительный день все три команды переговорщиков совместно пообедали, и атмосфера за столом в какой-то момент стала почти дружеской. «Все прошло настолько хорошо, насколько это было возможно. Мы довольны тем, как сейчас обстоят дела», — процитировали в издании слова своего источника.

Тем не менее, серьезные разногласия никуда не исчезли. Как стало известно Reuters, в первый день переговоры буквально зашли в тупик при обсуждении территориального вопроса. Российская сторона продолжает настаивать на полном выводе украинских военных формирований с неподконтрольных Киеву территорий Донбасса, что является для Москвы ключевым условием безопасности. Украинская делегация, в свою очередь, категорически отказывается рассматривать этот вариант, что сохраняет основное противоречие.

Накануне встречи в ОАЭ итальянское издание Corriere della Sera сообщало, что американские посредники Уиткофф и Кушнер предлагали Москве и Киеву компромиссный план. Он предполагал ввод на территорию Украины ограниченного военного контингента западных стран, который стал бы гарантом безопасности, в обмен на вывод украинских войск из Донбасса. Однако, как известно из дипломатических источников, российская сторона неоднократно отклоняла подобные предложения, рассматривая их как угрозу своим фундаментальным интересам.

Переговоры в Абу-Даби стали логическим продолжением визита американской делегации в Москву. Накануне, 23 января, российский президент Владимир Путин принял в Кремле Стива Уиткоффа, Джареда Кушнера и Джоша Грюнбаума. Помощник президента России Юрий Ушаков после той встречи охарактеризовал ее как «исключительно содержательную, конструктивную, предельно откровенную и доверительную». При этом он вновь подчеркнул известную позицию Москвы: без урегулирования территориального вопроса по формуле, согласованной еще на встречах в Анкоридже, о долгосрочном урегулировании говорить не приходится. Этот визит Уиткоффа в российскую столицу стал уже седьмым с момента возвращения Дональда Трампа в Белый дом в январе 2025 года.

По словам ведущего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Николая Силаева, главным итогом абу-дабийского раунда можно считать сам факт договоренности сторон продолжить диалог. Эксперт отметил, что в ходе встречи рабочие группы начали, наконец, обсуждать конкретные условия для разрешения спорных вопросов. «Москва предлагала формат рабочих групп еще в мае-июне 2025 г., но тогда Киев отказался от этого. Прекращение огня на линии соприкосновения войск требует детализации сроков и параметров отхода украинской армии из отдельных участков территорий, что объясняет наличие в составе делегаций военных», — пояснил Силаев.

При этом, по мнению эксперта, такие фундаментальные вопросы, как гарантии безопасности для обеих сторон, гуманитарные и экономические аспекты, на этой встрече практически не затрагивались. Силаев также выразил сомнение в возможности скорой встречи президентов Путина и Зеленского, поскольку для этого потребуется длительная и кропотливая подготовка на уровне экспертных рабочих групп.

Директор по исследованиям международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Кортунов согласен с коллегой в оценке. Он считает, что в ОАЭ делегации сосредоточились в основном на технических вопросах: условиях прекращения огня и создании буферных зон. «В отличие от украинского руководства, Москва пока настаивает на обсуждении военно-технических тем. Правда, диверсифицированный состав украинской делегации говорит о более широких ожиданиях Киева», — подчеркнул политолог.

Кортунов оценил результаты встречи с осторожным оптимизмом, заметив, что стороны все еще далеки от разрешения основных территориальных споров. По его словам, назначение следующего раунда на 1 февраля говорит о желании сохранить динамику. «Сохранение текущего темпа может оказать позитивное воздействие на мирный процесс. Пока стоит проявлять максимальную осторожность в прогнозировании, так как позиции Москвы и Киева по-прежнему сильно расходятся», — резюмировал эксперт.

Таким образом, переговоры в Абу-Даби не принесли сенсационного прорыва, но создали нечто не менее важное — рабочую атмосферу и дорожную карту для дальнейшего диалога. Факт того, что стороны договорились встретиться снова уже через неделю, говорит о наличии политической воли к поиску решения. И хотя путь к миру остается тернистым, первый, самый трудный шаг — возобновление прямых контактов — похоже, сделан.