Киевские зарисовки. Убежищ нет, хлеба нет, «зомбоящик» и автоматы есть
Нынешние события заставляют многих киевлян вспомнить хронику ВОВ и мемуары ветеранов. Дни и ночи в столице проходят в тревожных ожиданиях: ухает и полыхает на окраинах города, взрывы периодически фиксируются и в разных районах города. Жители слышат не смолкающие звуки орудий, истребителей и перестрелок на улицах. Всё это перемешивается со звуками сирены, призывающей жителей домов спуститься в бомбоубежища и подвалы.
Коротко об убежищах. Их в столице практически нет. Хотя соответствующие знаки появились в Киеве еще 8 лет назад в виде трафаретов на домах и стрелок, указывающих неизвестное направление. В некоторых многоквартирных домах такое нарисовано на подвалах. Как правило, это сырые, затхлые помещения, где может поместиться от силы 20 человек. По этой причине жильцы знаменитой Троещины, которые ждут от каждого нового мэра метро уже в течение 30 лет, в основном остаются дома.
Те, у кого нервы менее крепкие, спускаются в подземные паркинги и школьные подвалы, опять-таки, не приспособленные для эвакуации людей. Возле каждого из таких объектов можно увидеть кучки людей, которые выходят на перекуры или просто глотнуть воздуха, поскольку в «укрытиях» нечем дышать. На правом берегу полегче – там есть метро. В непосредственной близости можно увидеть снующих с торбами туда и обратно запуганных киевлян. Поскольку даже в подземке никаких пунктов помощи с водой, едой и медикаментами нет. Приходится отовариваться самостоятельно.
Комендантский час и безопасность. С 26 февраля мэр Кличко объявил об ужесточении мер по защите населения. Теперь на улице нельзя появляться после 17.00, а в случае необходимости, каждый должен иметь на рукаве желтую ленту. Днем с такими ходят бойцы терробороны, что наталкивает на мысль: с какой целью мэр города призывает киевлян отмечать себя такой меткой? Вопрос, думаю, риторический. Друзья сообщают о прочесывании домов. Часто звонят в дверь под разными предлогами. Охотятся на мужчин призывного возраста. А он, как известно, теперь продлен до 65 лет. То есть, всех, кто в состоянии шевелиться, загребают «под ружье».
Вооружен – значит защищен. Только в течение 25 февраля в Киеве было роздано больше 20 тысяч стволов оружия. Соответствующие видео и фото несложно найти в интернете. Особенно активно раздавали на Харьковском массиве и на Оболони. «Зомбоящик» внушает жителям города, что делается это аккуратно, осторожно и исключительно на законных основаниях – паспортные данные, идентификационный код и чуть ли не медицинский осмотр. На самом же деле известны случаи, когда оружие выдали просто лицам мужского пола, которые подошли к грузовикам и назвали от фонаря номер документа. По итогам – ночная перестрелка на Шулявке и 60 человек убитых. На левом берегу города группы молодых людей разгуливают с «калашами»… Появляются сообщения о мародерствах и ограблениях магазинов.
Магазины, аптеки и обеспечение продовольствием. Это, как говорится, отдельная песня. Большинство магазинов и супермаркетов закрыты. Хлеба нет. По сообщениям сотрудников Киевского хлебозавода на ул. Эжена Потье, на работу 25 и 26 февраля вышли только женщины. Ни грузчиков, ни водителей на местах не оказалось. Причина – скорее всего объявленная накануне всеобщая мобилизация. Свидомые ушли защищать Зеленского, а несвидомые прячутся по норам. В результате всё, что удалось выпечь за ночь, киевляне размели в считанные часы. На полках супермаркетов, которые открыли свои двери сегодня, остаются в основном чипсы, газировка, дорогие консервы, апельсины и киви. Картошки, молочки, колбасы, дешевой крупы и даже пресловутой (дико подорожавшей) гречки – и след простыл! Алкоголя пока хватает. Видимо, на это и расчет. Накатим под сухарик и бросимся под вражеские танки!
Настроения. Это самое сложное и, в принципе, предсказуемое. Восемь лет геббельсовской пропаганды дали свои плоды. Киев, конечно, не маркер, как и любой мегаполис. Но мониторинг разношерстной публики, окопавшейся в городе за последние десять и более лет, весьма красноречив. Основной массе основательно промыли мозги на тему «Москаляку – на гилляку!» и, накачанные бравурными сводками украинских официальных СМИ о тысячах «двухсотых» у «оккупанта», они шлют проклятия в адрес «агрессора». И все жертвы первых дней войны, соответственно, списывают на счет России. Хотя сегодня наметились некоторые робкие перемены в сознании «упоротых» В нескольких районах Киева (Троещина, Харьковский) исчезли с балконов и окон «гордые прапора». И реплики штурмующих пустые магазинные полки стали тише и осторожнее. Сегодня услышал от бабульки, которая пришла за хлебом: «Яка ж ти, суко, Зеленський! Нашо ти всю муку за границю продав?? Хочеш нас, українців, голодом заморити?» Я думал, что бабку патриоты порвут. Но в ответ – тишина. Хочется надеяться, что понемногу прозревают…
Александр Крыжановский