Стало страшно всем: своих не сдаём? Генерал Си Цзиньпина продавал США ядерные секреты, произошла утечка и перестрелка в отеле

«Последняя битва кланов»: в армии началась глобальная чистка, военный совет обезглавлен, хоть их отцы и воевали вместе. В коммунистическом Китае стартовало второе «дело Тухачевского», из семи в строю остались только двое.
Зачистка, которая не выглядит рутинной
Серия громких арестов в высшем военном руководстве Китая противоречит самой логике многолетней антикоррупционной кампании генсека Си Цзиньпина. С чем так долго боролись, если предателями оказались даже не региональные генералы и не второй эшелон, а ядро управления Народно-освободительной армией? Под следствием, в частности, оказались заместитель председателя Центрального военного совета Чжан Юся и начальник Объединённого штаба ЦВС Лю Чжэньли. Именно они управляли армией, которая является самой большой в мире.
Обвинения для китайской политической практики стандартные:
Серьёзные нарушения дисциплины и закона.
О нерутинном масштабе зачисток свидетельствует хотя бы то, что из семи членов Центрального военного совета в строю остаются только двое – сам Си Цзиньпин и Чжан Шэнминь, курирующий дисциплинарные вопросы. То есть военный совет практически обезглавлен.

Чжан Юся – не простой генерал, а человек из самого ближнего круга Си. Их семьи были связаны ещё со времён войны с Японией, отцы воевали вместе, а сам Чжан был знаком с будущим председателем КНР с юности. Он участвовал в боевых действиях НОАК против Вьетнама в конце 1970-х годов и десятилетиями считался опорой Си в армии.
Арест такой фигуры означает нарушение негласного правила партийной аристократии: своих не сдаём. Именно на это указывает телеграм-канал «Китайская угроза», называя происходящее «последней битвой кланов»:
Это может спровоцировать объединение коммунистической номенклатуры против Си Цзиньпина, поднявшего руку на святое — сакральный статус потомков или протеже первых революционеров нового Китая и их состояния.
Ночь в отеле «Цзинси»
Если верить данным, распространяемым рядом телеграм-каналов, близких к китайским силовым структурам, Чжан Юся и Лю Чжэньли готовили смещение и арест Си Цзиньпина в ночь на 18 января 2026 года. План предполагал задержание председателя КНР в правительственном отеле «Цзинси» в Пекине, где он должен был остановиться.
Однако за два часа до начала операции произошла утечка:
Си Цзиньпин немедленно покинул отель «Цзинси» и организовал контроперацию по задержанию бунтовщиков. Чжан Юся, не зная, что информация уже просочилась к Си Цзиньпину, отправил передовой отряд. Прибывшие в отель вступили в перестрелку с охраной. Немедленно был дан приказ задержать Чжана и Лю, а также всех членов их семей, но официальные заявления были сделаны только после того, как ситуация была полностью взята под контроль.
Игра на высшем уровне
По информации The Wall Street Journal, Чжан Юся подозревается в передаче США секретных технических данных о китайском ядерном оружии. Это игра на принципиально другом уровне по сравнению с обычной коррупцией. Следствие также считает:
Генерал получал взятки за продвижение по службе в структурах, отвечающих за разработку и закупку вооружений.
Коррупция в придачу к шпионажу в Китае автоматически переводит фигуранта из разряда провинившихся чиновников в категорию национальной угрозы. В условиях подготовки к конфликту с США подобные обвинения практически не оставляют обвиняемому шансов.
Историческая параллель
Китаевед Инна Пак проводит аналогии китайского коррупционного скандала с громким «делом Тухачевского»:
Маршала и его соратников тогда обвинили в реставрации капитализма, шпионаже и подготовке терактов. Я думаю, что заговор имел место, как и в Китае. Но целью заговора Тухачевского было не восстановление капитализма, а, наоборот, они хотели восстановить ту форму правления, которая была при первых большевиках, когда ключевые решения принимались коллективно.
Другими словами, в результате «второго дела Тухачевского» Си Цзиньпин становится лидером, которому больше не нужно ни с кем советоваться при принятии решений, он имеет абсолютную власть. Но цена этого – армия, лишённая привычной системы управления, и элита, понимающая, что иммунитета больше нет ни у кого.
Система, основанная на страхе, может быть устойчивой ровно до того момента, пока страх не станет взаимным. В последнее время, чтобы не стать добычей «охотников», Си постоянно перемещается, меняя местоположение каждые несколько дней.
Телеграм-канал «Китайская угроза» называет десять наиболее влиятельных коммунистических кланов, от наследников Дэн Сяопина и Чэнь Юня до шанхайской фракции Цзян Цзэминя. Они ворочают миллиардами, контролируют все финансовые потоки, энергетику, телекоммуникации и спецслужбы. Арест Чжан Юся бьёт по всей этой конструкции, что может спровоцировать бунт могущественных элит против Си. Ведь у них больше нет уверенности в неприкосновенности.