Александр Фролов: Европейцам приходится предлагать более выгодные и высокие цены для «переманивания» СПГ из Азии
Биржевая цена на газ в Европе выросла на 50% и достигла 2200 долл. за тыс. куб. м.
Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов объяснил для читателей «Журналистской правды», какие факторы повлияли на сегодняшний скачок газовых цен.
«У дальновидных стран и компаний цена на газ формируется исходя из нефтяной привязки. У менее, как оказалось, дальновидных стран цена на газ формируется из биржевых показателей. Нельзя всю систему ценообразования переводить на биржевую основу. Например, в Азии только четверть объема газа поставляется с учетом биржевых показателей, остальное – с нефтяной привязкой. В Европе почти весь объем газа поставляется, исходя из биржевых показателей.
В целом, на биржу большое влияние оказывает информационный контекст. Поведение многих биржевых игроков, желающих подзаработать, определяется тем, какие новости приходят и как их комментируют эксперты. В нормальной ситуации порядка 15-20% от цены на бирже формирует спекулятивная составляющая. Именно на нее и влияет информационный контекст. В условиях энергетического кризиса роль спекулятивной составляющей становится наиболее определяющей.
Энергетический кризис в Европе никуда не делся, он усугубился после обострения политической ситуации. Любая новость, так или иначе касающаяся газовой сферы, начинает давить на цены. Чем более панические настроения несет информационный контекст, тем выше перепады цен. Сейчас говорят о том, что поставки газа через Украину могут в любой момент прерваться, или что Россия может остановить поставки в любой момент, используя газ как энергетическое оружие для шантажа, или что Европа может запретить импорт газа из России, или что европейские хранилища опустели, и все умрут и т.д..
В то же время нельзя сказать, что рост цен на газ в Европе не связан с объективной действительностью. Сейчас в Европе действительно наблюдается всплеск спроса на СПГ. Так как Европа является более мелким и менее привлекательным рынком, нежели Азия, европейцам приходится предлагать более выгодные и высокие цены для «переманивания» СПГ из Азии. Чем более высокие объемы пытаются переманить с азиатского направления, тем выше цены на газ на европейских рынках. В условиях энергетического кризиса уход даже небольших объемов с азиатского рынка все равно будет сказываться на котировках, что будет требовать пропорционального ответа со стороны Европы, это мы сейчас и наблюдаем.
Прокачка газа в Европу из Российской Федерации не упала, а, наоборот, выросла в полном соответствии с заявками, которые направляют «Газпрому» европейские покупатели. Даже если посмотреть на такие проблемные маршруты поставок, как «Ямал-Европа», украинская ГТС, то увидим, что объем прокачки через них вырос. Если в феврале на фоне теплой ветреной погоды в Европе, прокачка через Украину падала до 50-60 млн. куб. м. газа в сутки, то уже 1 марта этот объем составил 109,5 млн. куб. м. и полностью соответствует контрактным обязательствам «Газпрома».
Энергетический кризис достиг мировых масштабов, он задевает Европу, Азию, Северную и Латинскую Америку. Европа, как мелкий рынок, находящийся в конкуренции с рынком в Азии, крайне зависим от цен на азиатском направлении. Если там цены не снизятся, в Европе этого тоже не произойдет».