Дмитрий Журавлев: Санкции против России порождают противоречие между бизнесом и властью на Западе
Президент США Джо Байден сообщил о закрытии американского воздушного пространства для российских самолетов. Западные страны уже закрыли свое небо для РФ. Американская компания Boeing заявила, что отказывается обслуживать российские воздушные суда, находящиеся в лизинге. Американская компания Apple остановила продажи в официальном онлайн-магазине в России.
Политолог Дмитрий Журавлев объяснил для читателей «Журналистской правды», к чему могут привести западные санкции против России, и как долго они продержатся.
«Западные страны думают, что Россия без их технологий просто в каменный век попадет. Они 50 лет себя в этом убеждали, рассказывали, писали. Но, во-первых, очень многие технологии у нас свои. А во-вторых, значительную часть технологий можно взять у Китая. Apple приостановила продажи в России, но, насколько я понимаю, китайский аналог мы всегда можем купить.
С Boeing сложнее, потому что авиация сегодня очень монополизирована как отрасль. Самолеты выпускает считанное количество компаний в мире. Дай бог, чтобы мы наконец начали выпускать свои самолеты, тогда что-то сможем перекрыть. Конечно, нельзя сказать, что не будет проблем, с авиацией, они, бесспорно, будут. У нас же лизинговые самолеты, которые принадлежат американцам. Но их не заберут, так как для них это тоже создаст проблему. В России есть авиационные заводы, просто ранее не получалось запустить на них массовое производство, есть и свои разработки. Например, Советский Союз поставлял самолеты в половину стран мира: вся Латинская Америка до сих пор на наших самолетах летает. Трудности будут, но в умелых руках они станут для России путем вперед.
Что касается американцев, то всё будет зависеть от того, что они реально сделают, а не что скажут. Если перестанут обслуживать самолеты в России, то потеряют кусок рынка. Понятно, что рынок авиации в наших странах – это сообщающиеся сосуды. Если Boeing будет сильно хулиганить, мы перестанем поставлять им титан, тогда американская авиапромышленность прекратит свое существование. Заметьте, никаких заявлений по отказу от российского титана не было.
Думаю, самой компании Boeing вряд ли хотелось бы, чтобы антироссийские санкции длились долго. Для бизнеса – это невыгодно, а для политиков – наоборот. Сейчас всё будет зависеть, как долго продлится операция на Украине, с какими потерями пройдет, то есть в какой степени пропагандистский рычаг политиков сможет давить на бизнесменов. Чем этот рычаг будет сильнее, тем дольше продержатся санкции после окончания операции. Главное ведь Россию назвать агрессором, а дальше уже и сама агрессия не нужна. Мы видим, что возникает явное противоречие между бизнесом и властью, особенно остро оно представлено в Германии. Почему на канцлера Германии Шольца постоянно давят? Немецкому бизнесу совсем не интересны все эти антироссийские санкции. Собственно, провокация с обстрелами на Донбассе была нужна, чтобы загнать немцев в эти рамки».