Почему санкции против России вводят только некоторые страны
Список стран, которые ввели санкции против России, уже достаточно внушителен, однако по сути включает в себя лишь США, Канаду, страны Европы, Австралию и несколько стран в Азии — Японию и Южную Корею. Но где же еще половина мира, которая явно не спешит не то что «наказывать», но и просто ссориться с нами?
Ответ на этот вопрос прост: Россия, Белоруссия и Украина за последние годы стали самыми активно растущими игроками на мировом рынке продовольствия. Поэтому в Африке, Азии и Латинской Америке очень трезво оценивают последствия экономического конфликта против России и ее нынешних и будущих союзников. Если посмотреть на ситуацию с санкциями против России под таким углом зрения, то становится очевидно: сейчас экономическим образом против нас «воюют» либо страны, которые обладают избыточной продовольственной безопасностью (Канада и Австралия — крупные экспортеры зерна), либо же те, кто огромными субсидиями поддерживает свое высокоинтенсивное сельское хозяйство (США и Евросоюз). Особняком тут стоят только Япония и Южная Корея, но эти плотно управляемые извне союзники США явно получили приказ: «Санкции вводить, а мы вас прикроем!»
А вот все остальные страны — в Африке, в Азии, в Латинской Америке и на Ближнем Востоке — слишком зависят от импорта продовольствия с мирового рынка. И более того — прекрасно понимают роль России на нем и, что еще важнее, роль России, Белоруссии, Казахстана и будущей, послевоенной, Украины, если они станут выступать единым блоком. Второй вариант понятен: нынешняя политика давно оперирует возможностями. Для России перетянуть после конфликта Украину в свой лагерь возможно — и это учитывают все.
Россия производит сейчас 10% пшеницы всего мира, Украина — еще 4%, но в мировом экспорте наша занимает 18%, а Украина — 8%. В 2021 году Россия экспортировала сельскохозяйственной продукции в Африку на 4,5 млрд долларов, главными покупателями стали Египет, Судан, Нигерия, Танзания, Алжир, Кения и ЮАР. Украина поставила в Африку в прошлом году чуть меньше — на 3 млрд долларов, но доля двух стран в африканском импорте доходит до половины всего закупаемого ими продовольствия.
Причем экспорт продовольствия стал для России не просто источником твердой валюты и поступлений в бюджет, но и политическим оружием. Например, сделка России и Саудовской Аравии в вопросе добычи нефти имела и другое измерение. Впоследствии выяснилось, что в нефтяную сделку с Эр-Риядом входила поставка российской пшеницы и ячменя для нужд королевства. С помощью Москвы Саудовская Аравия не только добилась стабильных цен на нефть, но и решила свои продовольственные проблемы, открыв для российской продукции свой огромный рынок зерна. Теперь Россия отвечает за 15% зернового импорта королевства, надежно привязав арабских шейхов к своей пшенице и ячменю.
В похожую ситуацию попала и Турция, которая уже не может обеспечивать свое растущее население собственным продовольствием. Еще в 2019 году Турция стала крупнейшим импортером российской пшеницы, и теперь Анкара предпочла занять в украинском вопросе очень взвешенную, нейтральную позицию.
Ведь все прекрасно понимают, что в случае возможного союза России, Белоруссии и новой, денацифицированной Украины такое объединение сможет не просто влиять, но практически контролировать мировой рынок продовольствия.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции ФАН.