Информационный концлагерь

Информационный концлагерь

Как причудливо иногда переплетаются исторические события и контексты. Сегодня 3 марта, в Болгарии отмечается День освобождения от османского ига. Это один из главных национальных праздников страны, установленный в честь окончания Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

Именно 3 марта 1878 года в пригороде Константинополя Сан-Стефано представители России и Турции подписали мирный договор, одним из условий которого стало воссоздание болгарского государства, а также признание Стамбулом независимости Сербии, Объединённого Княжества Молдавии и Валахии (будущей Румынии) и Черногории, выступавших в той войне союзниками России.

Сегодня же, 3 марта, но уже 2022 года министру обороны Болгарии Стефану Яневу пришлось покинуть свой пост из-за того, что он отказался использовать слова «война» в отношении спецоперации России на Украине. В целом осудив «недопустимую агрессию» Москвы, болгарский министр в то же время предостерёг от легкомысленного жонглирования терминами, свойственного западным политикам.

Янев опубликовал пост в Facebook, в котором упрекнул болгарское руководство в том, что оно, потакая желаниям Вашингтона и Брюсселя, готово пожертвовать судьбой страны ради «игры великих держав». Кстати, именно Янев был тем человеком в правительстве Болгарии, кто ещё совсем недавно выступал резко против размещения солдат НАТО на её территории, за что был подвергнут резкой критике своих коллег, обвинивших Янева в «пророссийскости и неадекватности».

Но во всей этой истории, на мой взгляд, гораздо интереснее судьбы опального министра то, какими словами сопроводил своё решение об отставке Янева премьер-министр Болгарии Кирил Петков.

«Ни у кого нет права на собственную внешнюю политику, особенно во время кризиса», — цитирует французская Le Figaro главу болгарского правительства, заявившего, что Евросоюз сейчас един в своей позиции, как никогда.

То, что политика властей Болгарии по отношению к России далека от понятия дружественная, давно уже стало притчей во языцех. Со времён Сан-Стефанского мира Болгария успела дважды поучаствовать в мировых войнах и оба раза против России. А её двуличную позицию по газопроводу «Южный поток» также сложно будет стереть из памяти. Так что любовь и благодарность болгарских «братушек» я бы не переоценивал. Но это так, мелочи. А вот попытка закрыть рот собственным несогласным с нынешней конфронтационной политикой ЕС наводит на мысль об окончании в Европе и вообще на Западе эпохи ментального либерализма и реальной, а не прокламационной свободы слова.

Это ощущение ещё больше усиливается, когда читаешь новости из Чехии. Так, по данным агентства ЧТК, генеральный прокурор страны Игорь Стриж в вышедшем на днях пресс-релизе объявил, что «необходимо проинформировать граждан о том, что нынешняя ситуация, связанная с нападением Российской Федерации на Украину, может иметь последствия для их свободы выражения мнений». «Свобода слова также имеет свои пределы в демократическом государстве, управляемом верховенством закона», — заявил Стриж, объявив, что любому, кто публично (в том числе на демонстрациях, в Интернете или в социальных сетях) согласился (принял или поддержал) нападение Российской Федерации на Украину или выразил поддержку или похвалил лидеров Российской Федерации в этом отношении, также может грозить уголовная ответственность при определённых условиях.

Ограничения вводятся в рамках мер уголовного кодекса, которые квалифицируют как одобрение уголовного преступления или отрицание, сомнение, одобрение или оправдание геноцида. Согласно сообщению Международного радио Прага, лицо, уличённое в нарушении уголовного кодекса, может быть заключено в тюрьму на срок до трёх лет.

После выступления генпрокурора официальный сайт чешской полиции объявил, что правоохранители Чешской республики «внимательно следят за содержанием десятков комментариев в интернет-дискуссиях, одобряющих российское вторжение и действия российской армии».

По этому поводу журналист Breitbart News Джек Монтгомери предположил, что теперь любой, кто осмелится поставить под сомнение целесообразность расширения НАТО на восток или решение Запада поддержать государственный переворот на Евромайдане в 2014 году, или же высказать предположение, что информация о том, что киевский режим восемь лет убивал собственных граждан в Донбассе, является правдой (а большинство западных обывателей об этом ничего не знает), фактически подводит себя под статью.

Правдивая информация о том, что происходило все эти годы на Украине и так с большим трудом пробивалась через западную информационную стену. В наш век электронных технологий и социальных сетей это кажется немыслимым, но люди в Европе или Америке на самом деле ничего не знают о реальном положении дел. Для них война на Украине началась 24 февраля 2022 года, а не весной 2014-го, и западные СМИ сейчас активно продвигают идею «немотивированной» агрессии со стороны России.

«Ни у кого нет права на собственную внешнюю политику» — заявил болгарский премьер. Ни у кого нет права на своё мнение, если оно не совпадает с западным мейнстримом — явно слышится в его словах. Собственно, ситуация не нова, и ровно то же самое мы с вами наблюдали в августе 2008 года. Тогда тоже никто в Европе не хотел замечать, что противостояние грузинского режима с осетинами, абхазами и аджарцами началось не вот только что, а гораздо раньше.

Пока тема с уголовным преследованием за правду, а иначе этого и не назовёшь, носит единичный характер. И существует соблазн списать всё на эксцесс чешских исполнителей. Но, увы, это не так. Возможно, сажать в Европе никого не станут, но то, как тихо и незаметно людей вычёркивают из жизни за попытку выразить мнение отличное от мнения большинства (неважно по какому поводу), нам за эти годы было продемонстрировано не раз.

Недаром именно на Западе появилось понятие «культура отмены» (сancel culture) — практика осуждения, порицания или отказа от поддержки публичной персоны за то, что она, по мнению некой «общественности», якобы совершила проблематичное действие или высказала оскорбительное мнение. А если говорить простыми словами, речь идёт о банальной травле и запрете на собственное суждение. И если чешская инициатива найдёт поддержку в других странах Евросоюза (а судя по всему, это вполне вероятно), речь будет идти и о фактическом создании информационного концлагеря, за колючей проволокой которого окажутся жители всего западного мира.