S&P: Рейтинги России понижены до «CCC-», прогноз «негативный» – из-за увеличения риска дефолта
Последним из агентств «большой тройки» пересмотрело рейтинг России S&P. Снижение оказалось шоковым: долгосрочные суверенные кредитные рейтинги России в иностранной и национальной валюте снижены до «CCC-» с «BB+» и «BBB-» и оставлены в списке CreditWatch с негативным прогнозом.
Вот что дословно говорится в релизе агентства:
Военный конфликт России с Украиной вызвал новый раунд правительственных санкций G7, в том числе направленных против валютных резервов Центрального банка России (ЦБ РФ); это сделало большую часть этих резервов недоступной, подорвав способность ЦБ РФ выступать в качестве кредитора последней инстанции и ослабив то, что до недавнего времени было выдающейся кредитоспособностью России: ее чистую позицию по внешней ликвидности.
«Чтобы смягчить вызванную этим высокую волатильность обменного курса и финансового рынка, а также сохранить резервные резервы иностранной валюты, российские власти, среди прочего, ввели меры по контролю за движением капитала, которые, как мы понимаем, могут ограничить своевременное получение процентных платежей и выплат основной суммы долга нерезидентами-держателями государственных облигаций,» — говорится в сообщении S&P.
Кроме суверенного рейтинга в иностранной и национальной валюте, агентство пересмотрело в сторону понижения оценку трансфертной стоимости и конвертируемости — до «CCC-» с «BBB-».
Обоснование снижения рейтинга России S&P
Аналитики агентства пишут в релизе:
Понижение рейтинга последовало за введением мер, которые, по нашему мнению, существенно увеличат риск дефолта. Среди них контроль за движением капитала, введенный властями с целью защиты рубля от воздействия жестких экономических санкций при сохранении оставшихся пригодных для использования резервных буферов. Новые правительственные ограничения G7 были введены против России в ответ на ее ускорение военных действий в Украине.
По нашим оценкам, международные санкции сократили доступные валютные резервы России почти наполовину, включая депозиты в иностранной валюте и ценные бумаги, зарегистрированные в США, ЕС и Японии. Это существенно ослабило внешнюю ликвидность России в период роста спроса на иностранную валюту. Санкции также ввели ограничения, которые лишают или значительно ограничивают доступ российской банковской системы к мировой финансовой системе, рынкам и инфраструктуре.
Мы понимаем из публичной информации и сообщений прессы, что меры по контролю за движением капитала влекут за собой запрет на трансграничные финансовые потоки, включая платежи по обслуживанию долга как частного сектора, так и государства. Мы полагаем, что это, скорее всего, ограничит способность держателей облигаций в национальной и иностранной валюте-нерезидентов своевременно получать проценты и/или выплаты основной суммы долга.
Уровень «CCC-» от агентства S&P — это хуже, чем в Эфиопии или Буркина-Фасо. Даже у перманентно живущей в кризисе Аргентины, а также у Мозамбика и Республики Конго — «CCC+».
Даже если ситуация с Украиной разрешится в ближайшее время, об инвестициях в РФ можно забыть минимум на десятилетие. Всё хуже, чем было при дефолте 1998 года.