Летайте на метлах: Альгис Микульскис о космическом ответе России на санкции
Генеральный директор корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил о прекращении поставок в США российских ракетных двигателей. Обозреватель ФАН Альгис Микульскис разбирается в истории вопроса и пытается спрогнозировать будущее американской космонавтики. Напоминаем: статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции ФАН.
Оказывается, в игру под названием «Санкции» можно играть вдвоем. И, кажется, Запад скоро начнет это понимать — платя баснословные деньги за газ, оставшись без самолетов, отданных России в лизинг, летая из Европы в Азию маршрутами, совершенно немыслимой протяженности… А теперь еще и поставив под вопрос освоение космоса. Потому что руководитель соответствующей российской отрасли Дмитрий Рогозин «немножко» продемонстрировал «партнерам», кто есть кто на рынке космических технологий.
«Планировали с 2022-24 года дополнительно поставить 12 двигателей РД-181 и РДС-181М с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Но мы считаем, что в этой ситуации дальше не можем снабжать США нашими лучшим в мире ракетными двигателями. Пусть они летают на чем-то еще – на своих метлах, но мы эти поставки замораживаем», — объявил глава корпорации «Роскосмос» 3 марта.
И это не все. Днем ранее на официальном сайте возглавляемой Рогозиным организации появилось еще кое-что:
«Госкорпорация «Роскосмос» запросила у компаний Arianespace и OneWeb гарантийные письма, что космические аппараты OneWeb, запуск которых запланирован в 2022 году с космодрома Байконур, не будут использованы в военных целях. В ином случае ракету-носитель «Союз-2.1б» с 36 спутниками, которая должна стартовать 5 марта, снимут со стартового комплекса и увезут в монтажно-испытательный корпус».
Последним сроком для ответа российским ракетчикам было обозначено 4 марта и, судя по тому, что запуск в итоге отменили, британская сторона ответить так и не соизволила. Ну что ж… Деньги за услуги вывода спутников на орбиту нами получены. Все претензии — к авторам мировой антироссийской истерики.
А теперь вернемся к двигателям.
РД-180 — детище НПО «Энергомаш» и генерального конструктора Бориса Каторгина… Это, по словам президента американской компании United Launch Alliance Тори Бруно, «технологическое чудо» использовалось американцами более 20 лет. С его помощью носители Atlas осуществили 92 миссии — как околоземные, так и межпланетные. Причем без единой аварии по вине российской силовой установки.
В 2014-м отношения России и США начали портиться. Но даже в условиях нарастающей взаимной неприязни между государствами Соединенные Штаты продолжали использовать наши движки, в том числе и для запуска аппаратов военного назначения. Однако всем было понятно, что вечно этот американский «праздник дешевизны и надежности» продолжаться не может. Так оно и вышло: 16 апреля 2021 года в Америку уехала последняя партия РД-180 в количестве 6 единиц.
В феврале, когда началась специальная военная операция на Украине, на Россию обрушился новый шквал санкций, которые, разумеется, не обошли стороной и Роскосмос. Если доступ к закупкам американской радиационноустойчивой микроэлектроники был заблокирован для нас еще в 2014-м, то теперь Белый дом перекрыл вообще больше половины импорта продукции высоких технологий.
Европейское комическое агентство отказалось от совместного с Россией проекта «ЭкзоМарс-2022».
Немецкие астрофизики из «Общества Макса Планка» отключили свой рентгеновский телескоп ROSITA, работавший с 2019 года на российско-немецкой космической обсерватории «Спектр-РГ».
И вот Роскосмос включился в эту технологическую войну.
Разумеется, американская космонавтика без собственного двигателя не останется — летом позапрошлого года вышеупомянутая компания United Launch Alliance получила первый тестовый ВЕ-4, разработанный и построенный фирмой Blue Origin, чья главная задача — заменить собой РД-180. Да и кое-какой «товарный запас» российских «изделий» у NASA имеется. Вопрос в том, что будет, когда этот запас кончится, а ВЕ-4 окажется не «доведенным до ума»?
Хотя, конечно, есть Илон Маск со своими «Фальконами», но во-первых — они по своим характеристикам все-таки уступают российским носителям, а во-вторых — логично предположить, что в таком серьезном деле, как освоение космоса, государству есть смысл не полагаться исключительно на «частников», а иметь в активах еще и собственные разработки.
Кстати, российский ответ на санкции в «ракетно-двигательном аспекте» не ограничился лишь РД-180. Теперь без российского «сердца» останется еще и носитель Antares, который буквально на днях, 19 февраля, при помощи другого нашего двигателя — РД-181 — отправил к МКС орбитальный «транспортник» Cygnus. Теперь придется искать альтернативу… Какой она может быть? Об этом Роскосмос, цитируя Дмитрий Рогозина, рассказал в своем Telegram-канале:
«Реально пересадить корабль (Cygnus с ракеты Antares с двигателями РД-181) на другую ракету, провести адаптацию интерфейсов, испытания для того, чтобы убедиться в безопасности этой связки, соответственно, потратить на это колоссальные деньги — это миллиарды долларов».
В общем, все говорит о том, что российская космонавтика, как и космонавтика американская, дальше пойдут каждая своим путем. Не неприятно — это неправильно, но это так. И вина за это лежит отнюдь не на России, а на тех, кто начал вносить в дело космических исследований политическую компоненту.