Признать непризнанное – судьба Донбасса останется под вопросом

Признать непризнанное – судьба Донбасса останется под вопросом

Весной 2014 года Донецк и Луганск решили пойти по пути Крыма с легкой руки Кремля. «Русская весна» оказалась короткой и не забрала распустившиеся «угольные цветы» вместе с полуостровом. В результате нерешительности российского руководства новые украинские власти решили вернуть суверенитет на Донбасс, как это делали российские военные в 1995 и 1999 годах с Грозным.

Исход гражданской войны все прекрасно знают – украинцы не смогли вернуть под контроль две области. Самопровозглашенные республики взяли курс на интеграцию с Россией, т.е. выполнять заявленные цели. Более 600 тысяч человек получили российские паспорта со всеми вытекающими льготами: пенсии, пособия и пр., а также возможностью выбирать Государственную думу и президента России (электронное голосование в Ростовской области). Постепенно экономика ЛДНР начала втягиваться в российскую, а с лета 2021 года, де-юре, обе республики возглавляют «единоросы».

В этой интеграции остался последний вопрос – международно-правовой статус ЛНР и ДНР. Республики становятся независимыми, как Абхазия и Южная Осетия, но естественно не получают места в ООН, либо они входят в состав России в качестве 86-го и 87-го субъекта, либо сохранится статус-кво. Приднестровье так живет уже 30 лет.

Оживить эту дискуссию помогли депутаты Госдумы от «коммунистов» еще в середине января, но вопрос затянулся на месяц. Постановление от КПРФ проходило весь бюрократический процесс, а за день до голосования с небольшим изменением в преамбуле появился проект «единоросов». Зачем это было сделано, сложно сказать. В результате коммунисты набрали 351 голос, а инициатива «Единой России» — 310.

Важно отметить, что ГД приняла постановление. Такой вид нормативного акта не является юридически обязывающим, если хотите это совет президенту или позиция нижней палаты парламента.

В ходе дискуссии один из депутатов от партии «Новые люди» Антон Ткачев спросил, что за таким решением последуют санкции со стороны Запада, а значит последствия будут тяжелыми. Сложно с этим поспорить.

«Я уверен, что народ России сегодня поддерживает полностью наше постановление и готов отказаться не только от 13-й зарплаты», — ответил Ткачеву депутат от КПРФ Казбек Тайсаев.

В отличие от Тайсаева, который только за 2020-й год заработал 5,64 млн рублей, большинство россиян получают в среднем 30 т.р. в месяц или 360 тысяч рублей в год, разница более чем в 15 раз.

Признать непризнанное – судьба Донбасса останется под вопросом

«Плач» депутатов о бедных жителях Донбасса не мог остаться без реакции президента РФ Владимира Путина, но в этот день он встречался с канцлером ФРГ Олафош Шольцем, поэтому глава государства не стал выходить за пределы дипломатической риторики.

«Я буду исходить из того, что мы должны сделать все для решения проблемы Донбасса, но сделать это все прежде всего исходя из возможностей по исполнению минских соглашений», — высказался Путин.

Президент красиво завернул «два непризнанных уголька» в обертку дипломатии и откинул эту инициативу до худших времен (реальная война в Донбассе). Ожидать другого ответа и не стоило. Москва не располагает возможностями официально восстанавливать два региона, которые не представляют из себя «черную дыру». Запад снова введет санкции, крупный российский бизнес не сможет работать в Луганске и Донецке, как он не может это делать и в Крыму. Это означает, что деньги быстро кончатся даже в огромном российском бюджете.

При этом неважно, будут ли они признаны или включены в состав РФ, последствия будут для страны одинаковыми – жесткие санкции. Одно дело инкорпорировать 50-тысячную Южную Осетию и совсем другое 4 млн человек в Донбассе с разрушенными от войны городами и селами – сравнимо с вместе взятым населением Екатеринбурга, Казани и Новосибирска.

  • Важно отметить, что Путин придерживается минских соглашений, по крайней мере, говорит об этом публично. Документ подразумевает возвращение Донбасса на условиях широкой автономии в Украину и с проведением открытых выборов по формированию местных властей.

Признать непризнанное – судьба Донбасса останется под вопросом

Руководство Донбасса, если обладают какой-либо автономией от Кремля, может попытаться воспользоваться информационной повесткой и вынудить российские власти пойти на более решительные шаги. В противном случае статус-кво сохранится. Возможно, какая-то из сторон устроит провокацию в ходе эвакуации жителей ДНР и ЛНР. В таком случае ситуация выйдет из-под контроля и будет развиваться в хаотичном порядке.