Армения: нефтепродуктам с берегов Каспия дан зелёный свет

data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Армения: нефтепродуктам с берегов Каспия дан зелёный светСегодняСегодня37 минБензин на заправках пока подешевел, но всё может измениться В минувшем году Азербайджан поставил в Армению топливо на 788,8 тысяч долларов, сообщили в таможенном ведомстве Азербайджана, в то время как экспорт в обратном направлении не осуществлялся. Стремясь сократить зависимость от российских поставок, армянские власти стремятся ускорить диверсификацию импорта нефтепродуктов. Согласно имеющимся данным торговой статистики, Армения импортировала за 2024 год 489.1 тыс. тонн нефтепродуктов, что уступает показателю годовой давности на 6,4%. В 2025 г. этот показатель (пока за 2025-й это предварительные статтданные) на уровне 473 тыс. тонн. При этом таможенная стоимость нефтепродуктового ввоза почти немногим выше уровня 2024 г. с ростом примерно на 4,5%, до 472,7 млн. долл. В последние несколько лет нефтепродукты импортировались из России (61,2%), Ирана (6%), Мальты (5,9%), Болгарии (4,9%), Греции (4,6%), Румынии (3,2%), Турции (2,7%), Египта (2,3%), Ливана (1,7%). Поставки с Мальты (где нетБензин на заправках пока подешевел, но всё может измениться В минувшем году Азербайджан поставил в Армению топливо на 788,8 тысяч долларов, сообщили в таможенном ведомстве Азербайджана, в то время как экспорт в обратном направлении не осуществлялся. Стремясь сократить зависимость от российских поставок, армянские власти стремятся ускорить диверсификацию импорта нефтепродуктов. Согласно имеющимся данным торговой статистики, Армения импортировала за 2024 год 489.1 тыс. тонн нефтепродуктов, что уступает показателю годовой давности на 6,4%. В 2025 г. этот показатель (пока за 2025-й это предварительные статтданные) на уровне 473 тыс. тонн. При этом таможенная стоимость нефтепродуктового ввоза почти немногим выше уровня 2024 г. с ростом примерно на 4,5%, до 472,7 млн. долл. В последние несколько лет нефтепродукты импортировались из России (61,2%), Ирана (6%), Мальты (5,9%), Болгарии (4,9%), Греции (4,6%), Румынии (3,2%), Турции (2,7%), Египта (2,3%), Ливана (1,7%). Поставки с Мальты (где нет…Читать далееАрмения: нефтепродуктам с берегов Каспия дан зелёный свет

Бензин на заправках пока подешевел, но всё может измениться

В минувшем году Азербайджан поставил в Армению топливо на 788,8 тысяч долларов, сообщили в таможенном ведомстве Азербайджана, в то время как экспорт в обратном направлении не осуществлялся. Стремясь сократить зависимость от российских поставок, армянские власти стремятся ускорить диверсификацию импорта нефтепродуктов. Согласно имеющимся данным торговой статистики, Армения импортировала за 2024 год 489.1 тыс. тонн нефтепродуктов, что уступает показателю годовой давности на 6,4%. В 2025 г. этот показатель (пока за 2025-й это предварительные статтданные) на уровне 473 тыс. тонн. При этом таможенная стоимость нефтепродуктового ввоза почти немногим выше уровня 2024 г. с ростом примерно на 4,5%, до 472,7 млн. долл.

В последние несколько лет нефтепродукты импортировались из России (61,2%), Ирана (6%), Мальты (5,9%), Болгарии (4,9%), Греции (4,6%), Румынии (3,2%), Турции (2,7%), Египта (2,3%), Ливана (1,7%). Поставки с Мальты (где нет НПЗ) и, частично из Ливана – не что иное, как реэкспорт нефтепродуктов из Италии, Ливии, Греции. Поставки из Турции идут автотранспортном и через грузинский порт Батуми, затем по железной дороге (сухопутная граница между двумя странами заблокирована с 1993 г., ведутся переговоры о её открытии).

О растущей диверсификации свидетельствует наличие в списке поставщиков нефтепродуктов в Армению (2024-25 гг.) далёкой Южной Кореи, Германии, Белоруссии, Австрии, Польши, КНР, Швеции, Нидерландов, Украины, Малайзии, Индии (страны перечислены по объёмам поставок). В 2026 г. планируются поставки топлива также из Азербайджана (уже начались), Казахстана, Туркменистана (через Азербайджан). Таким образом, диверсификация импорта расширяется.

В 2024 г. Армения сократила также реэкспорт нефтепродуктов – на 87,3% до 122.5 тыс. тонн, при снижении таможенной стоимости этого экспорта на 72% – до 749.9 тыс. долл. Официальных данных по 2025 г. пока нет, но по предварительной информации, объём реэкспорта возрос более чем на треть в сравнении с позапрошлым, 2024 годом. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, решением ЕЭК / РФ от 10 октября 2025 г. разрешить беспошлинный импорт нефтепродуктов из-за пределов ЕАЭС до мая с. г. включительно (связано с быстром ростом их экспорта из России в начале и середине 2025 г.).

Соответственно, основной объем реэкспорта нефтепродуктов из Армении приходится на РФ (82,5%) и Белоруссию (16,9%), не более 10% – на Грузию.

Тем временем, как упомянуто выше, начался завод нефтепродуктов из соседнего Азербайджана: 19 декабря 2025 г. в Армению впервые прибыли 22 цистерны с 1220 тоннами бензина АИ-95 с берегов Каспия (те самые, о которых упомянуто в начале материала). 7 января 2026 года стало известно, что Азербайджан отправляет по железной дороге в Армению более крупную партию бензина и дизтопллива примерно в 1550 тонн. Поставки идут по низким ценам и, вероятно, спонсируются государством, что несёт как прагматическую (стремление закрепиться на армянском рынке), так и пропагандистскую составляющую, охотно подхватываемую партнёрами. В Ереване люди покупают азербайджанское топливо, и это реальность, в которой живут армяне, рассказал президент Ваагн Хачатурян, поучаствовавший вместе с Ильхамом Алиевым в панельной дискуссии на тему «Определяя Евразийскую экономическую идентичность» в рамках Давосского экономического форума. «Хочу поблагодарить господина Алиева и нашего премьер-министра за проявленную политическую волю. Цель была одна – мир», – рассыпался в комплиментах номинальный глава государства.

Энергетические системы Армении и Азербайджана будут соединены в рамках реализации проекта «маршрут Трампа» (TRIPP), сообщил, со своей стороны, премьер-министр Пашинян в ходе очередного «правительственного часа» в парламенте, не забыв перечислить уже достигнутые преимущества, включая поставки и снижение цен на бензин, а также импорт зерна через территорию прикаспийской страны. Возможно, российские владельцы Зангезурского медно-молибденового комбината были бы не против использования транспортной сети Азербайджана для экспорта продукции этого предприятия (в основном в Китай), нежели по нынешней замысловатой схеме с рисками безопасности на Чёрном море, рассуждает политолог Ильгар Велизаде, предлагающий идти дальше и по другим направлениям: «Идея объединения энергосистем с Азербайджаном означает не просто техническую синхронизацию сетей, а формирование альтернативного энергетического контура, способного снизить монопольную роль России в обеспечении устойчивости армянского энергоснабжения. Возможность импорта и экспорта электроэнергии создаёт дополнительный балансирующий механизм, расширяющий выбор и уменьшающий уязвимость перед ценовыми, политическими и логистическими рисками, связанными с односторонней зависимостью.

Тем самым армянское руководство фактически лишает аргументов тех, кто на протяжении многих лет утверждал, что любой отход от российской энергетической орбиты неизбежно приведёт к экономическим и социальным потрясениям. В более широком контексте энергетическая кооперация с Азербайджаном приобретает отчётливое геополитическое измерение. Сокращая зависимость от российских поставок газа, топлива и технологических цепочек, Ереван получает дополнительное пространство для внешнеполитического манёвра и возможность более уверенно формировать свою позицию без постоянной оглядки на Москву. Энергетическая диверсификация в этом смысле становится не отраслевой реформой, а инструментом суверенизации внешней политики» – конечно, сугубо в бакинском понимании этой самой «суверенизации».

На совпадение публичной риторики Еревана и Баку по актуальным вопросам региональной и глобальной повестки обращают внимание в том числе разъезжающие по региону западные чиновники. Возобновление торгово-экономических связей между двумя странами одобрил и госсекретарь США Марко Рубио в ходе телефонного разговора с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым. Напомним, в советские времена основная часть нефтепродуктов в Армянскую ССР поставлялась почти исключительно из Азербайджанской ССР или транзитом через неё вплоть до 1990 года.

Как отмечают бакинские эксперты, «азербайджанский бензин быстро стал ценовым ориентиром в Армении. Его импорт автоматически сформировал нижнюю границу стоимости топлива, ниже которой потребитель уже понимает, что переплата не неизбежна и необоснованна. В этих условиях в Армении даже те компании, которые продолжают закупать бензин и другие нефтепродукты в Европе или России, вынуждены корректировать ценники, чтобы не потерять клиентов. Иначе автомобилисты просто уедут на заправки, где топливо дешевле».

Инспекционный орган по надзору за рынком проверил качество бензина из Азербайджана, придя к выводу о его соответствии техническим требованиям ЕАЭС. По словам главы ведомства Армена Котоляна, из поступивших партий Наццентр стандартизации и метрологии забрал пробы для лабораторных исследований, и проблем не обнаружилось (в 2025 году в ходе проверок на заправках Армении встречались нарушения в 13,4% случаев, связанные с качеством топлива неизвестного происхождения).

Однако у этой благости имеется и обратная сторона в виде очередного рычага давления на экономические процессы, а следовательно – и на внешнеполитические приоритеты правительства Пашиняна, и без того более чем очевидные. «Приобретение нефти и бензина должно стать частью более широкой рамочной договоренности армяно-азербайджанского урегулирования и не только. Наши отношения не только экономические, есть вопрос пленных, безопасности возвращения наших соотечественников на Родину. Мы можем работать вместе в только в том случае, если армянские товары будут экспортироваться в Азербайджан», – говорит координатор народного движения «По-нашему» Нарек Карапетян, предлагающий «построить в Армении нефтеперерабатывающий завод, который будет импортировать нефть почти вдвое дешевле и перерабатывать её на месте. Это будет предприятие с годовым оборотом около полумиллиарда долларов». Кроме того, по его словам, необходимо расширять энергетическое сотрудничество с Ираном, в том числе путём строительства тепловых электростанций, «используя газ, поступающий из Ирана. Иран не имеет доступа к этим технологиям из-за ограничений, но Армения имеет… мы можем создать крупную энергетическую систему на иранской границе, которая будет приносить нашей стране около полумиллиарда долларов в год…».

Заметим, подобного рода предложения высказывались и ранее, однако дальше разговоров дело не пошло, и в нынешней непростой обстановке вокруг Ирана перспективы их реализации не столь очевидны.

Алексей Балиев