Может ли Китай быть честным посредником в украинском кризисе?

Может ли Китай быть честным посредником в украинском кризисе?

Китай воздержался от голосования в ООН, осуждающего Россию, и обратился к высокопоставленному дипломату Украины. Министр иностранных дел Китая Ван И связался со своим украинским коллегой после вторжения России, но истинная позиция Китая до сих пор неизвестна. Пекин, похоже, позиционирует себя в качестве возможного миротворца в войне России с Украиной после телефонного разговора между министром иностранных дел Китая Ван И и его украинским коллегой Дмитрием Кулебой во вторник.

Но в Вашингтоне и европейских столицах царит предсказуемый скептицизм, особенно в связи с тем, что США, как сообщается, пытались обратиться к китайскому правительству, чтобы помочь урегулировать кризис, когда Россия, близкий союзник Пекина, начала собирать свои войска на границе с Украиной в конце прошлого года. «Они не сделали ничего, чтобы сдержать Владимира Путина, и я сомневаюсь, что они захотят сделать это сейчас», — сказал в интервью Asia Times один европейский дипломат.

В своем телефонном разговоре с министром иностранных дел Украины во вторник министр иностранных дел Ван сказал, что Китай «жалеет» о том, что в Украине разразилась война, и сказал, что Пекин «крайне обеспокоен причинением вреда гражданскому населению» в стране. «Китай готов укреплять связи с Украиной и надеется, что сыграет свою роль в обеспечении прекращения огня», — говорится в заявлении китайского министерства во вторник. Министр иностранных дел Кулеба заявил, что он «попросил Ван И использовать уровень отношений между Пекином и Москвой, чтобы заставить Россию прекратить вооруженную агрессию против украинского народа», говорится в заявлении украинского министерства. Его китайский коллега заверил его «в готовности Китая приложить все усилия, чтобы положить конец войне на территории Украины дипломатическим путем, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН».

Российское вторжение в Украину, которое началось 24 февраля и сейчас, похоже, усиливается, поставило Пекин в затруднительное положение. Путин, находящийся у власти три десятилетия, в начале февраля посетил Пекин, где он и председатель КНР Си Цзиньпин заявили, что их дружба «безгранична». Две державы, соперничающие с США, в последние годы стали более тесными политическими и экономическими партнерами. Тем не менее, вторжение России в суверенное государство идет вразрез с риторическим обязательством Пекина о «невмешательстве» и уважении территориальной целостности и рискует сделать Китай еще более изолированным от международного сообщества, если его воспримут как сторонника Москвы.

По большей части Пекин по-прежнему не принимает чью-либо сторону. Теперь он, похоже, подверг критике российское вторжение и предполагаемые нападения на гражданское население Украины, хотя министр иностранных дел Китая повторил, что его правительство никогда не «осуждало» ввод войск. И он также подверг критике реакцию Запада на кризис. Пекин заявляет, что «решительно» выступает против санкций против России и считает, что диалог — «единственный способ остановить боевые действия».

23 февраля, за день до полномасштабного вторжения России, Пекин назвал Соединенные Штаты «виновником» кризиса, «нагнетания напряженности, создания паники и даже раздувания возможности военных действий». На голосовании в Совете Безопасности ООН на прошлой неделе Китай воздержался при голосовании по резолюции, осуждающей вторжение России в Украину, вместо того, чтобы присоединиться к Москве и наложить на нее вето, что многие на Западе восприняли как признак беспокойства Пекина по поводу войны, хотя, вероятно, это было мотивировано. желанием китайского правительства защитить себя от международных последствий.

Во вторник Пекин подтвердил свою позицию, согласно которой «региональная безопасность не может быть обеспечена за счет расширения военных блоков», имея в виду расширение НАТО, которое Путин назвал своей мотивацией к войне. В среду Китай воздержался при голосовании по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в которой содержится требование к России прекращения боевых действий. Резолюцию поддержал 141 из 193 членов собрания.

В связи с растущей изоляцией России от Запада и значительной части международного сообщества, Москва теперь сразу же становится более зависимой от Китая, и это положение может дать Пекину больше полномочий, чтобы оказывать давление на Путина, чтобы тот прекратил войну. «Китай может сильно надавить на Россию, потому что, поскольку западные санкции сейчас очень сильно ударили по России, Китай — единственный друг, который остался у России из крупных стран. Это означает, что у Китая есть сильные рычаги, чтобы заставить Россию двигаться в одном направлении», — сказал Якуб Янда, директор аналитического центра European Values ​​Center for Security Policy, — «Запад должен очень сильно надавить на Китай, чтобы Си понял, что пришло время надавить на Путина, чтобы остановить военные действия на Украине сейчас».

Однако не сразу ясно, какую роль Китай может сыграть в любых российско-украинских переговорах. Начнем с того, что Пекин, по-видимому, мало что сделал для сдерживания Путина в течение нескольких месяцев после того, как он начал стягивать российские войска к границам Украины в конце прошлого года, несмотря на то, что Вашингтон неоднократно призывал Китай вмешаться и оказать давление, чтобы Россия не вторглась, согласно недавнему отчету New York Times. со ссылкой на источники в США. Но Пекин, как сообщается, поделился этой информацией с Москвой, возможно, полагая, что Вашингтон использует надвигающуюся угрозу конфликта на Украине, чтобы посеять раздор между Россией и Китаем. Если это правда, то остается несколько объяснений. Во-первых, Пекин не верил, что Москва начнет вторжение в Украину, что предполагает, что их связи не так близки, как многие думают. Другая заключается в том, что Пекин знал об этих планах, но либо остался в стороне, когда Путин начал войну, либо не смог его отговорить.

Любое из этих объяснений предполагает, что возможности Пекина в настоящее время оказывать давление на Москву с целью добиться прекращения огня или даже урегулирования путем переговоров пока ограничены. «Роль Китая в конфликте никогда не заключается в том, чтобы быть честным посредником, потому что быть посредником означает, что он должен иметь позицию по существу компромисса. Китай не занимает никакой позиции по этому поводу, потому что это неизбежно приведет к гневу одной или обеих сторон», — сказала Юн Сун, директор программы по Китаю в Центре Стимсона, вашингтонском аналитическом центре.

Аналитики не уверены, действительно ли участие в оказании давления на Россию с целью заставить ее уйти в отставку отвечало бы интересам Пекина. Геополитические амбиции Китая будут ограничены, если западные и демократические правительства объединятся против авторитарных режимов. Некоторые считают, что этот процесс уже начался из-за российского вторжения в Украину. Западные лидеры все чаще в черно-белых тонах говорят о демократии и автократии, одновременно предупреждая, что Китай может пойти по стопам России, если выступит против Тайваня, который Пекин считает отступнической провинцией, которую необходимо воссоединить с материком.

В своей речи о положении в стране во вторник президент США Джо Байден заявил, что «в битве между демократией и автократией демократия поднимается, и мир явно выбирает сторону мира и безопасности». Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила в тот же день, что конфликт представляет собой «столкновение между верховенством закона и верховенством оружия; между демократиями и автократиями; между порядком, основанным на правилах, и миром неприкрытой агрессии. То, как мы сегодня отреагируем на то, что делает Россия, определит будущее международной системы».

Некоторые аналитики говорят, что если сейчас Запад будет воспринимать Пекин как сторонника Путина, он также может пострадать от экономического и дипломатического удара. «Чем больше будет смертей и разрушений в Украине в ближайшие дни и недели, тем более разрушительными для ее международного имиджа могут быть двусмысленности Китая», — заявил Ноа Баркин, старший научный сотрудник аналитического центра German Marshall Fund of United States. Сообщается, что более чем за неделю до российского вторжения министр иностранных дел Германии Анналена Бербок предупредила, что, если Россия вторгнется в Украину, а Китай отвернется, то у Берлина «не может быть нормальных отношений» с Пекином.

Война на Украине может отразиться на инвестиционных планах Китая в Евразии, включая Новый евразийский сухопутный мост, железнодорожный коридор, соединяющий материковый Китай с Европой, который проходит через Казахстан, Россию и Беларусь. Примечательно, что глобальным торговым партнером Украины номер один является Китай. Пекин захочет поддерживать хорошие отношения с Киевом, а также с другими центрально- и восточноевропейскими партнерами.

Президент Польши Анджей Дуда, убежденный противник российской агрессии, был единственным главой государства-члена ЕС, кроме великого князя Люксембурга, который принял участие в церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2022 года, состоявшейся в Пекине в прошлом месяце. С другой стороны, Пекин будет в равной степени обеспокоен, если вторжение России в Украину усилится, в то время как силы Путина столкнутся с жестким сопротивлением украинской армии и гражданских боевиков — сценарий затянувшейся войны, из-за которого Пекину будет все труднее занять ни к чему не обязывающую позицию.

ДЭВИД ХАТТ