«Сухой» против «МиГ», война в небе Африки. Почему её назвали «постсоветской»
В истории известно не так много случаев, когда боевые самолёты, имеющие отечественное происхождение, воевали друг с другом. Один из них случился в небе знойной Африки, в самом конце лихих девяностых. Америка тогда только осваивала роль единственного и неповторимого гегемона и сквозь пальцы смотрела на конфликты в странах, некогда находившихся в советской орбите. В 1993 году на картах Мира появилась новая страна — Эритрея. До той поры она была одной из провинций (штатов) Эфиопии, с которой долго и плодотворно сотрудничал Советский Союз. Но СССР рухнул, и в стране тут же возникли огромные национальные и территориальные проблемы. Отделившаяся Эритрея представляла собой самый лакомый эфиопский кусок — юго-западное побережье Красного моря, с пляжами, промышленным рыболовством и крупными портами Массауа и Асэб.
Шесть лет между странами шли напряженные территориальные споры на уровне дипломатии и пограничных стычек, а в мае 1998 года вспыхнул полноценный конфликт. С обеих его сторон приняло участие огромное количество наёмников из СНГ, и эту войну в западных источниках часто называют "постсоветской". Бывшие советские, из всех республик, обслуживали технику, обучали солдат, готовили лётный персонал и нет-нет да ввязывались в боевые действия. И нередко — друг против друга.
Незадолго до начала самых жарких баталий обе страны обратились к Москве с просьбой о продаже бушных истребителей, и ельцинское правительство им не отказало. Эритрея получила не менее десяти Миг-29 самых первых модификаций. Более зажиточные эфиопы смогли позволить себе прикупить более тяжелые и боеспособные Су-27СК, созданные специально для продажи в "третьи страны". Так уж случилось, что у эритрейцев не хватило денег на фирменное обслуживание "двадцать девятых" и они пригласили, что называется, "контрафактных" спецов от наших юго-восточных соседей.
Эфиопские "сушки" находились под присмотром российских оружейников и инженеров из компании "Сухой". В газетах тогдашних Эфиопии и Эритреи мелькали героические африканские лётчики, принимавшие горделивые позы на камеры. Но на уровне слухов постоянно проскальзывала информация, что за штурвалами истребителей сидят наёмники, и они-то и играют главную роль в развернувшихся воздушных баталиях. Прямых подтверждений этому нет, но зато точно есть зафиксированные воздушные бои между лучшими истребителями позднего Советского Союза.
Один из них состоялся весной 1999 года, в небе над эритрейской пограничной провинцией Гаш-Барка. Эфиопские "сушки", занятые "свободной охотой", подверглись нападению четверки эритрейских "МиГов". Численное превосходство "двадцать девятым" особо не помогло. "Сушки" сначала атаковали их ракетами Р-27, а затем, в ближнем бою довершили дело, сбив, по эфиопским источникам, два из четырех самолётов ВВС Эритреи. Её военные признали потерю только одной машины. Любопытно, что всё это происходило на фоне гигантской операции по бомбардировке бывшей Югославии (операция "Союзная сила"), и до очередной заварухи в одном из африканских регионов никому не было дела.
Ещё один известный бой между "Су" и "МиГами" произошел неподалёку от города Барэнту, в пограничной зоне на юго-западе Эритреи. На этот раз численный перевес был на стороне "сушек" и они в считанные секунды решили ситуацию в свою пользу. Один МиГ был сбит сразу. Второму, после нескольких ракетных атак, удалось вырваться из-под безжалостного огня тяжелых Су-27, но повреждения оказались фатальными. Больше он в воздух не поднялся.
Эти бои долгое время считались единственными в своем роде реальными схватками между Су-27 и МиГ-29, но теперь, похоже, эта ситуация изменилась. И об этом можно только сожалеть.
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте нравится, если материал показался вам интересным. Спасибо!