Алексей Анпилогов: Ни США, ни Саудовская Аравия не обладают быстрыми возможностями заместить российскую нефть
США отказались от импорта российской нефти из-за ситуации на Украине. Переговоры американского президента Джо Байдена с лидерами Саудовской Аравии и ОАЭ ни к чему привели, эти страны отказались наращивать добычу в больших объемах. Цена на нефть продолжает расти и достигла 130 долл. за баррель марки Brent.
Известный публицист Алексей Анпилогов объяснил для читателей «Журналистской правды», как дальше может развиваться ситуация с импортом российской нефти.
«Исходя из тех объемов, которые занимает российская нефть в американском импорте, равно как и США занимают в экспорте российской нефти, ситуация ни к чему не приведет. В российском экспорте доля США составляет порядка 4%. В американском импорте российские нефть и нефтепродукты занимают в последние годы от 3 до 7%. США стали активно покупать российский мазут – это уже переработанная тяжелая фракция нефти, ее используют как заменитель венесуэльской, на которой работают американские нефтеперерабатывающие заводы. Из этой нефти получается много дизельного топлива. Тяжелые фракции более выгодны в переработке: они стоят дешевле, а годного выхода – больше. Поскольку у США была очень развитая нефтехимия, в частности они серьезно занимались крекингом нефти, расщеплением длинных цепочек, то для них закупки российского мазута были довольно выгодны.
Если мы сейчас переведем заявление Байдена с экономического на русский, то смертельный удар по российскому экспорту составит порядка 4%. Понятно, что в подобном варианте никаких особых проблем эти меры не принесут. Такой достаточно незначительный объем нефти просто рассосется по другим покупателям. Среди этих российских покупателей серьезную долю занимают европейские страны, но здесь мы услышали единственное заявление от премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, который сообщил, что его страна до конца 2022 года откажется от российских газа и нефти. Процесс будет растянут, и опять-таки Великобритания не является крупным потребителем ни российского газа, ни российской нефти. Заявление Байдена тоже можно назвать полной ересью, потому что наши нефть и газ не поставляются в значительных объемах в США. Штаты являются мета-экспортерами собственного угля и газа, России в этом смысле нечего делать на американском рынке.
Чего не скажешь о российском уране! Его вывели из-под американских санкций, потому что на российские поставки приходится 2/3 от всего объема. Американцы прекрасно понимают, что Россия контролирует больше половины разделительной работы в мире (мощность центрифуг для получения реакторного урана-235), поэтому от урана они не отказываются. Российское правительство сейчас рассматривает, насколько адекватно ответить на западные санкции. Контрмеры однозначно будут ассиметричными. Мы это видели по продовольственным контрсанкциям, которые Россия вводила после 2014 года. Они коснулись совершенно не тех категорий, где резвились европейцы, а били именно по чувствительным местам Евросоюза. Все европейские страны тогда рассказывали, что российские контрсанкции не играют никакой роли, а потом Евросоюз выкатил иск во Всемирную торговую организацию на 150 млрд. потерянных долларов. Сами европейцы оценили, насколько эффективны были российские контрсанкции, коснувшиеся продовольственного рынка.
Корневой Евросоюз, который является основным потребителем российских нефти и газа, никак не высказался по поводу санкций, более того уточнил, что заместить российскую нефть на европейском рынке пока невозможно. Это действительно так, потому что ни США, ни Саудовская Аравия не обладают быстрыми возможностями заместить российскую нефть. Можно, конечно, говорить, что нынешняя, улетевшая в космос цена на нефть позволит ввести в эксплуатацию более затратные, тяжелые месторождения нефти, которые трудно добывать, но опять-таки это не быстрый процесс, он растягивается на несколько лет. Тем более нефтяные компании скептически смотрят на такую долгую перспективу, потому что существует тренд на декарбонизацию, который задают США и ЕС. Наладив производство очень дорогой нефти на протяжении 3-5 лет, можно стать героем сказки «О золотой рыбке» и оказаться возле разбитого корыта. Это очень беспокоит всех производителей нефти.
Россия сейчас не теряет главного потребителя нефти, поэтому санкции США фактически не работают. Я не понимаю заявлений Shell, BP (British Petroleum). Например, как британская компания BP собирается выходить из «Роснефти», им же выдадут их долю в рублях. Что они смогут купить?
Все эти заклинания про санкции сосредоточены в 25-30 странах. Говорить о том, что весь мир поддерживает эмбарго, нельзя. Когда не все государства поддерживают эмбарго, это создает преференции для других покупателей. Например, Китай выкупил всю иранскую нефть, когда страна находилась под американскими санкциями, таким образом обеспечив себе надежного и стабильного поставщика».