На чём будем летать: Китай отказывается поставлять комплектующие для самолётов

На чём будем летать. Китай отказывается поставлять комплектующие для самолётов?

Сегодня начальник Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов заявил, что Китай отказался поставлять комплектующие для самолетов, находящихся в России. Впрочем, заявление по смыслу было совсем иное, нежели его преподнесли СМИ:

Мы дали поручение, чтобы сама авиакомпания определяла, где у нее есть возможности получить эти запчасти. Насколько я знаю, такая информация прошла, что обратились в Китай, например, — и китайцы отказали. Будем искать (возможности — ИФ) через другие страны. Возможно, через наших партнеров — через турок, может быть, через Индию. Каждая компания будет сама договариваться — мы (Росавиация — ИФ) просто будем помогать эти запчасти легализовать

В общем, суть заключается в том, что какая-то отдельно взятая компания обратилась к китайцам и ей отказали. Это, впрочем, логично, поскольку сейчас не понятны варианты осуществление транзакций и имеются проблемы в логистике. Китай как государство не принимало решение о запрете поставок авиакомплектующих в Россию.

Но это не значит, что китайские компании будут охотно сотрудничать с российскими авиаперевозчиками. Нельзя исключать, что они всё-таки откажутся от поставок

Однако нынешние проблемы в авиации — это, пожалуй, одна из самых небольших проблем, с которыми столкнулась наша страна

Судя по приходящим новостям, в течение нескольких месяцев в России де-факто национализируют парк воздушных судов. Конечно, никто отдавать самолеты западным лизингодателям не будет.

Правительство предложило схему, согласно которой лизинговые платежи будут зачисляться на специальный счет в рублях. Мера правильное. Пусть что с этими рублями хотят, то и делают. Если им удастся их вытащить, то это повысит ликвидность национальной валюты.

Однако говорить о поставках новых самолётов уж точно не придётся. Да и с комплектующими будут проблемы. Тем не менее, значительную часть воздушных судов можно будет эксплуатировать на протяжении нескольких лет. Учитывая тот факт, что количество полетов существенным образом сократится, самолеты могут просто простаивать в ангаре, не расходуя свой запас хода.

По сути дела, летать российские компании будут преимущественно внутри страны. Для этого по большей части необходимы ближнемагистральные и среднемагистральные самолеты.

По ближнемагистральным это SSJ100, который к 2024 году будет полностью состоять из российских комплектующих. В том числе на него будет установлен русский двигатель ПД-8. Но и сейчас парка самолетов SSJ100 более, чем достаточно для осуществления внутренних перевозок. С комплектующими, действительно, могут возникнуть некоторые проблемы, но, решая вопрос с сервисным обслуживанием самолета, в России сформированы достаточно большие запасы необходимых деталей.

Второй момент — среднемагистральные самолеты. Здесь ситуация обстоит несколько сложнее, поскольку МС-21 только в середине этого года поступит в серийную эксплуатацию. Однако доля отечественных комплектующих в МС-21 составляет около 70%. Насколько быстро можно решить вопрос с оставшимися 30% — пока что не понятно. Разумеется, ОАК будет ударными темпами замещать импортные детали, но какое-то время это займет. И куда большее, чем по SSJ100.

Тем не менее, как уже было сказано выше, нынешнего парка западных самолетов нам будет достаточно, чтобы летать даже 10-15-20 лет. Например, Иран летает еще на Аэробусах 1980-х годов производства. Поставка комплектующих налажена через третьи страны. Особых проблем с этим нет.

Другое дело, что мы не должны расслабляться после налаживания бесперебойных поставок комплектующих. Нынешняя ситуация является дополнительным драйвером для развития самолетостроения — наиболее высокотехнологичной сферы.

Первым позитивным моментом является начало массовой перерегистрации российских самолетов из офшоров в Россию. Если месяц назад в русской юрисдикции находилось порядка 80 воздушных судов, то теперь это количество увеличилось до 180 единиц. А ведь это налоги, компетенции и т.д.

В общем, по авиационной сфере ничего критичного нет. Наоборот, открываются дополнительные возможности.