«Мало нам устроивших Крокус?» В Россию завозят новых мигрантов. Поплавская и Цыганова не стали молчать

Россия и Афганистан ведут переговоры о масштабном привлечении трудовых мигрантов для работы в дефицитных отраслях – от сельского хозяйства до строительства. Инициатива исходит от Кабула, но обсуждается на фоне острой нехватки кадров в нашей стране. Соцсети отреагировали на эту новость тревогой.
Вопрос о привлечении рабочей силы из Афганистана поднимался ещё в 2025 году, но сейчас диалог между странами движется к финалу. Как заявил ТАСС посол исламского эмирата в России Гуль Хасан, сегодня «есть основания рассчитывать на достижение положительных результатов». С его слов, обсуждается трудоустройство афганцев в первую очередь в сельское хозяйство России, а в перспективе – и в другие дефицитные отрасли.
Эти заявления прозвучали на фоне прогнозов Минтруда о кадровом дефиците в 3,1 млн человек к 2030 году и планов увеличить квоту на иностранных работников почти в полтора раза.
Общественники восприняли подобные новости настороженно. Они сходятся во мнении, что у России нет надёжных механизмов проверки прибывающих из Афганистана. А поскольку в последние годы афганские паспорта получили многие (в том числе выходцы из Центральной Азии, регионов Китая, Пакистана, Сирии), под видом трудовых мигрантов может приехать кто угодно. Мы получаем кота в мешке.

Крайне опасной назвал идею завоза новых мигрантов и член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов:
Приплыли. Афганистан – страна с совершенно понятным режимом талибов, которые до недавнего времени определялись в России как международные террористы.
Он напомнил, что идеология талибов – это не просто религиозный консерватизм, а глобальный проект радикальной исламизации мира, который они будут продвигать везде, где окажутся. Даже если официальные русские структуры сняли с талибов террористический статус, это ничего не изменило в их сути.
Отсюда вопрос: кого в качестве трудовых мигрантов мы получим из Афганистана? По-моему, ответ очевиден. В помощь уже имеющимся «братьям» – басмачам и ваххабитам – в Россию могут подтянуться афганские талибы.
В условиях, когда в стране уже фиксируются случаи вербовки подростков в радикальные группы, когда в школах происходят нападения на фоне межэтнической напряжённости, а в регионах усиливаются позиции нетрадиционных исламских течений, привлечение мигрантов из государства, возглавляемого бывшими террористами, выглядит как игра с огнём.
Особенно тревожно, что такие шаги предпринимаются под прикрытием «кадрового дефицита», хотя внутренние резервы – миллионы безработных в регионах, молодёжь, готовая к вахтовой работе, – так и остаются невостребованными. Вот что думает на этот счёт актриса Яна Поплавская:
Что-то мне подсказывает, что наши российские даже неквалифицированные работники будут более компетентны… Но зачем обучать и переучивать своих, когда можно завести пару миллионов туземцев?
Певица Виктория Цыганова в свою очередь напомнила, что в Европе именно беженцы из Афганистана считаются самыми буйными. Они совершают больше всего насильственных преступлений, ведь среди них очень много приверженцев радикальных религиозных течений:
Мало нам среднеазиатов, которые Крокус устроили. Страшно представить, на что способны «ценные специалисты» и «квалифицированные кадры» из Афганистана.
Точных согласованных цифр по будущему потоку из Афганистана пока нет. По данным СМИ, в июне 2025 года в России уже трудилось около 100 афганских граждан в Москве, Санкт-Петербурге и Татарстане в качестве маляров, сварщиков и электриков.
Глава Российского делового центра в Афганистане Рустам Хабибуллин в июне 2025 года сообщал о договорённости направить в Россию ещё около тысячи афганских рабочих. Их планировалось задействовать в Чечне, Дагестане, Краснодарском крае, а также на территориях ДНР и ЛНР для восстановления инфраструктуры и в сельском хозяйстве.
Возможно, для решения проблемы нехватки рабочих рук России стоит начать со своих коренных граждан. Потому что никакой экономический расчёт и потенциальная выгода в перспективе не стоят ни одной человеческой жизни.