«Школу, где я учился, разобрали на дрова». Как убивают деревенские школы в Башкирии под видом «оптимизации»
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>«Школу, где я учился, разобрали на дрова». Как убивают деревенские школы в Башкирии под видом «оптимизации»СегодняСегодня7 мин«Закрыв школы, они убили наши деревни» – эта фраза, сказанная жителем Баймакского района, как нельзя лучше отражает итоги политики «оптимизации» деревенских школ в Башкирии. И почерк везде одинаковый: «деревенские» против закрытия, но их никто не спрашивает – детей начинают возить на автобусе в соседнее село. После начинается постепенное угасание этих населенных пунктов: работы нет, медицины нет, а теперь и школу «кончали». Эти процессы, массово развернувшиеся при Хамитове, продолжаются и в правление Радия Хабирова. Шесть школ в Хайбуллинском районе хотят закрыть уже в этом году. Мы узнали подробности о том, как проходила «оптимизация» в Баймакском и Аскинском районах, а также попытались понять, что сегодня творится с тремя школами в Хайбуллинском районе. Баймакский район: «Новую школу закрыли и начали возить детей за 100 км» Мы поговорили с девушкой Гульфией, родившейся в деревне Ишей Баймакского района. Эпоха хамитовской «оптимизации» как раз коснулась школы, в которой она училась. Д«Закрыв школы, они убили наши деревни» – эта фраза, сказанная жителем Баймакского района, как нельзя лучше отражает итоги политики «оптимизации» деревенских школ в Башкирии. И почерк везде одинаковый: «деревенские» против закрытия, но их никто не спрашивает – детей начинают возить на автобусе в соседнее село. После начинается постепенное угасание этих населенных пунктов: работы нет, медицины нет, а теперь и школу «кончали». Эти процессы, массово развернувшиеся при Хамитове, продолжаются и в правление Радия Хабирова. Шесть школ в Хайбуллинском районе хотят закрыть уже в этом году. Мы узнали подробности о том, как проходила «оптимизация» в Баймакском и Аскинском районах, а также попытались понять, что сегодня творится с тремя школами в Хайбуллинском районе. Баймакский район: «Новую школу закрыли и начали возить детей за 100 км» Мы поговорили с девушкой Гульфией, родившейся в деревне Ишей Баймакского района. Эпоха хамитовской «оптимизации» как раз коснулась школы, в которой она училась. Д…Читать далее
Фото Пруфы.рф Фото Пруфы.рф
«Закрыв школы, они убили наши деревни» – эта фраза, сказанная жителем Баймакского района, как нельзя лучше отражает итоги политики «оптимизации» деревенских школ в Башкирии. И почерк везде одинаковый: «деревенские» против закрытия, но их никто не спрашивает – детей начинают возить на автобусе в соседнее село. После начинается постепенное угасание этих населенных пунктов: работы нет, медицины нет, а теперь и школу «кончали».
Эти процессы, массово развернувшиеся при Хамитове, продолжаются и в правление Радия Хабирова. Шесть школ в Хайбуллинском районе хотят закрыть уже в этом году.
Мы узнали подробности о том, как проходила «оптимизация» в Баймакском и Аскинском районах, а также попытались понять, что сегодня творится с тремя школами в Хайбуллинском районе.
Баймакский район: «Новую школу закрыли и начали возить детей за 100 км»
Мы поговорили с девушкой Гульфией, родившейся в деревне Ишей Баймакского района. Эпоха хамитовской «оптимизации» как раз коснулась школы, в которой она училась. Девушка рассказала, как закрывали школы в деревне Бетеря и Ишей: сначала их перевели учиться в школу-интернат в Темясово за 32 км, а потом в Баймак – за 100 км.
– Я сама там училась, прекрасные учителя по всем предметам, прекрасный коллектив. Примерно в 2004 году при Рахимове была построена абсолютно новая школа в Ишее, с детским садом и ФАПом. В Бетеря тоже новая школа – там учились около 100 человек. Наши деревни не были маленькими.
В 2015 году при Хамитове началась «оптимизация». Сколько родители протестовали, сколько Путину писем писали – в итоге школы все равно закрыли. Оставили только начальную.
Дети из Ишей и Бетеря стали учиться в интернате в Аминево (деревня под Темясово). Хотя дотуда далеко – 32 км. В интернате там их стали обижать, они плакали. Условий нормальных тоже не было. Было много жалоб, поэтому оттуда детей забрали. Начали каждую неделю возить в интернат в Баймаке. Как вы считаете, возить за 100 км в Баймак — это нормально?
Там в первые годы даже автобус не предоставляли, родители за свой счет возили. Сейчас возят, но в неделю 1 раз.
Родители стали уезжать из этих сел [Ишей и Бетеря]. На данный момент очень много народу уехало, потому что школы закрыли. Учителя тоже уезжают, остался только один учитель на 4 класса, в деревне Ишей. Нет школы, нет села, – резюмирует Гульфия.
В деревне Ишей осталась только начальная школа. Фото: группа в ВК "Начальная школа с. Ишей 2026"
Это лишь одна из историй закрытия деревенских школ в Башкирии. Давайте посмотрим, сколько школ закрыли в Аскинском районе и сколько еще закроют в Хайбуллинском.
Аскинский район
Например, в 2025 году в Аскинском районе закрыли школу в деревне Петропавловка. Примечательно, что раньше туда возили детей из близлежащих деревень. Теперь она сама попала под удар. Сегодня, что тех, что других ребят возят на автобусах уже в сам райцентр Аскино. Некоторых – в деревню Кигазы. В том же году со скандалом окончательно закрыли начальную школу в деревне Тульгузбаш.
Школа в Петропавловке. Фото: группа в ВК "МБОУ СОШ д. Петропавловка МР Аскинский район РБ"
Но сама политика «оптимизации» началась в Аскинском районе гораздо раньше. Расскажу тут свою личную историю.
— Школу в моей деревне Барахаевка закрыли в 2009 году, когда я учился во втором классе. Именно тогда начались первые признаки «оптимизации». Как житель Аскинского района могу сказать, что эта оптимизация очень сильно ударила по деревням. Там были люди, кто работал в этих школах учителями, кочегарами, техничками. Многие остались без работы. Родители учеников везде были против, они говорили, что «деревенские учителя детей учат ещё лучше». Где больше внимания к ученику: в классе, где 30 детей или где 5?
Да, понятно, что есть школы, где учатся два ученика – их легче возить на автобусе. Но ведь кроме них закрыли школы и в больших деревнях. Например, в деревне Тульгузбаш, которая считалась более-менее крепкой.
Ранее мы отправили официальный запрос в местную администрацию с просьбой предоставить список деревень, где закрыли местные школы. Прождали три недели – в итоге нам прислали «отписку»:
Официальный ответ местной администрации
На основе данных из Rusprofile известно, что в Аскинском районе ранее были закрыты школы в следующих населенных пунктах:
2009: Новая Бурма, Барахаевка, Евбуляк, Утяшино.
2010: Новые Багазы, Старый Мутабаш.
2011: Куяштыр, Тюйск, Упканкуль, Султанай, Новая Кара, Мута-Елга, Базанчатово, Усть-Табаска, Бильгиш, Уршады.
2017: Ключи.
Среди этих деревень половина школ были из разряда «учатся 2 ученика».
Хайбуллинский: вторая волна «оптимизации» при Хабирове в 2026 году?
«Оптимизация» школ – это не только «хамитовское наследие». Данная политика продолжается и при Радие Хабирове: в 2026 году в Хайбуллинском районе решили «оптимизировать» 3 деревенских школы.
Нам Хайбуллинская администрация лаконично ответила, что школы «реорганизуют», а не закрывают. Реорганизация, оптимизация – ох уж этот новояз! Из Акъяра нам тоже прислали своего рода «отписку»:
– Школы в Хайбуллинском районе в период с 2011 по 2026 год не закрывались.
«Какого *** вы в Cадовом школу закрыли?» – писали в группе «Подслушано Акъяр» в 2023 году. Тогда провели «оптимизацию» школы в деревне Садовое, близ Акъяра, что вызвало недовольство местных.
Вернемся к нашей свежей «реорганизации» 2026 года. На данный момент школы в деревнях Антинган, Мамбетово, Янтышево действительно находятся в «процессе процедуры реорганизации» – их учеников будут возить в соседние села на автобусе. Об этом сообщила Хайбуллинская администрация. Ранее местный общественник Буранбай Аскаров сообщал, что власти хотят закрыть школы в 6 деревнях – среди них Новый Зирган, Большеабишево, Ивановка… Но в РОНО об этом ничего не сказали.
В итоге сегодня в Хайбуллинском районе функционирует 14 полноценных школ: 3 школы в Акъяре и 11 – в крупных деревнях. Из остальных 18 более-менее живых деревень детей возят на автобусе в эти самые 11 крупных поселений.
Но есть и позитив. В райцентрах школы, наоборот, открывают – туда стягивается население со всего района. В Акъяре недавно открыли 3-ю новую Полилингвальную школу. Именно сюда хотят возить детей из Янтышево и Антигана.
Полилингвальная школа №3 в Акъяре, открытая в 2024 году. Фото: группа в ВК "Школа №3 с. Акъяр"
– Когда начали строить огромную школу и интернат в Акъяре, я поняла политику чиновников касательно наших школ. Но если наступит конец сельским школам – конец придёт и селам, – замечает местная жительница Надежда Курсоненко.
На фоне закрытия школ, местным в голову закрадываются весьма тревожные мысли – якобы их специально «выживают» с района. Особенно такие настроения популярны в Зауралье. Все три наших собеседника из юго-восточной Башкирии считают, что «кончать» деревни – «это целенаправленная политика, чтобы нас отсюда выгнать».
Вот типичное мнение, которые выражают хайбуллинцы в группе «Подслушано Акъяр»:
– Вы до сих пор еще не поняли? Им нужен наш район, а не люди. Чтобы копать землю, земля нужна – она богатая. Вот сейчас откроют 3-ю школу (Полилингвальная многопрофильная школа №3 села Акъяр) – и все маленькие школы закроют. Школы не будет, люди будут уезжать – копать никто не помешает, – написал пользователь под ником Алтын Ай.
Под словом «копать» имеется в виду «добывать полезные ископаемые». Хайбуллинский район считается чуть ли не башкирским Кузбассом. Но, при развитии добычи в районе, социальные нужды там режут. Мы подробно писали об этом в данном материале:
«Хайбуллинский район против всех». Как Башкирия игнорирует один из самых богатых своих районов? «Долбаная оптимизация»
Пример деревень Аскинского и Баймакского районов лишь показывает долгосрочные издержки «оптимизации» деревенских школ. Сегодня вы сэкономили деньги на зарплате учителей, а в долгосрок это оборачивается стремительным опустением целых деревень. И Хайбуллинский район наступает на те же грабли.
Радий Фаритович говорит, мол, «мы проводим то, что у нас не любят в народе – оптимизацию». Действительно, не любят. И очевидно, что у того же Минпросвещения чешется, когда мы их спрашиваем о том, сколько школ закрыли в Башкирии за 15 лет. Итог – ведомство прислало нам отписку.
Столь же неохотно нам ответили и в Хайбуллинском районе, из Аскинского мы ждали ответ 3 недели (по закону полагается 7 дней – что ж, спасибо за «отписку»). Ну а Краснокамский до сих пор ничего не прислал.
Но цифры – это лишь статистика. Реальность же куда проще и печальнее. И её формулу вывели не чиновники Минпросвещения, а сами жители Хайбуллинского района:
– Долбаная оптимизация, похоже, одно из средств “утилизации” населения. Вы же сами видите – закрывают школы в деревнях, садики, магазины, клубы – всё, что не приносит прибыль, уничтожается. Закон капитализма – только деньги.