Санкционный рикошет

Санкционный рикошет
Вчера Европейский союз согласовал четвёртый с начала горячей фазы украинских событий пакет антироссийских санкций. На этот раз он получился особенно «болезненным».

Отныне европейским производителям запрещается продажа в Россию автомобилей дороже 50 тысяч евро, мотоциклов стоимостью свыше 5 тысяч евро, музыкальных инструментов дороже 1500 евро, фототехники и проекторов дороже 1000 евро, домашней электроники, включая игровые приставки, дороже 750 евро, товаров дороже 300 евро из следующего перечня: икра, вина, включая шампанские, любой алкоголь, сигары, духи, косметика, парики, одежда, также запрет распространяется на дорогую посуду, наручные часы с драгоценными камнями, сумки класса «люкс», коллекционное холодное оружие и другие предметы роскоши. В общем, обнять и плакать. Как мы будем «выживать» без всего этого, ума не приложу.

И даже если оставить в стороне весёлые шутки (спасибо еврокомиссарам за минутку хорошего настроения), то можно заметить, что на самом деле ситуация с попытками удушить Россию «в объятьях» оборачивается весьма неприятными сюрпризами для самих инициаторов нынешней санкционной войны. Судите сами.

Стоило только США заморозить доступ к долларовой части наших золотовалютных резервов, как на Западе уже пошли разговоры, что единственное, чего Штатам удастся добиться таким образом — разрушение нынешней мировой долларовой системы. Так, немецкий экономист Хенрик Мюллер написал огромную статью для журнала Der Spiegel о закате доллара из-за инфляции и непредсказуемости властей США.

«После заморозки валютных резервов Центробанка России в других центральных банках возникли опасения, что Вашингтон в любой момент может конфисковать валютные активы и других стран. И такой подрыв доверия серьёзно навредит доллару», — отмечает эксперт.

По мнению Мюллера, на фоне сомнений в надёжности Вашингтона многие его региональные партнёры ищут новые связи в области безопасности и экономики. Теперь наметившаяся ранее тенденция отказа от доллара может ускориться. Кроме того, уже в данный момент Китай находится на пути к созданию собственного валютного «полушария». Если недоверие к доллару будет слишком велико, Пекин может разработать альтернативные способы оплаты.

И этому есть уже реальные подтверждения. На днях стало известно, что Саудовская Аравия (главный союзник США на Ближнем Востоке) рассматривает возможность перевести свою нефтяную торговлю на юани вместо долларов. Эр-Рияд даже официально пригласил в гости председателя КНР Си Цзиньпина. Ожидается, как пишут саудовские СМИ, что эта поездка состоится после священного месяца Рамадан, который начинается в начале апреля этого года, и может стать первой зарубежной поездкой главы Китая с начала пандемии Covid-19.

В самих же США после отказа саудитов в ответ на американскую просьбу об увеличении нефтедобычи, цены на бензин стремительно ползут вверх. В среднем на местных заправках сейчас за один галлон (примерно 4,5 литра) просят более 5 долларов (на два «бакса» дороже, чем до начала нынешних американских санкций), кое-где доходит и до восьми. Как жалуются местные, стаканчик кофе в «Starbucks» подорожал в два раза с 3,30 до 7,50. И несмотря на все попытки американских властей называть это «путинским подорожанием», простые американцы в это не верят и справедливо обвиняют во всём нынешнюю администрацию.

Важно отметить, что горючее — это кровь американской экономики (ну или как там это сейчас стоит называть с учётом того, что 80% местного ВВП — это сфера услуг), и потому взаимосвязь между ценой бензина и стоимостью кофе абсолютно прямая. И она так же бьёт по всем местным магазинам, кафе, ресторанам и закусочным. Просто потому, что все поставки производятся автомобильным транспортом. Не говоря уже о том, что общественный транспорт в США развит из рук вот плохо и главным средством передвижения (пока ещё) остаётся личный автомобиль.

Ничем не лучше ситуация и в Европе. Власти ФРГ ищут любые способы избежать топливного кризиса, доходя даже до весьма экстравагантных предложений. Так, министр финансов ФРГ Кристиан Линднер отверг идею снизить топливный налог, но предложил предоставлять гражданам 20% скидку на бензин и дизель. А его «зелёные» коллеги по правительству пошли ещё дальше и решили редуцировать предельную скорость автомобилей на автомагистралях (сейчас её по факту вообще нет). По их мнению, это поможет не только снизить расход бензина, но и положительно скажется на экологии. Как говорится, кто о чём, а голый о бане.

В то время как руководство Евросоюза озабочено запретом на экспорт в Россию чёрной икры (интересно откуда, из Ирана?), европейские эксперты с ужасом бьют тревогу, рисуя апокалиптическую картину отказа (или отсутствия) от поставок российского газа.

На одном из немецких каналов в передаче «Tagesschau» (Обзор дня) состоялась дискуссия на тему с названием, говорящим само за себя: «Больше нет российского газа — и что делать?». По мнению специалистов Института Брейгеля, брюссельского мозгового центра, в принципе, Европа, конечно, может стать независимой от российского газа, но это потребует много денег и много времени. А у европейских граждан нет сейчас излишков ни того, ни другого.

Как известно, на сегодняшний день ЕС получает 40% потребляемого голубого топлива из России, и заместить его из альтернативных источников (природный газ — из Норвегии и Северной Африки, а сжиженный — из США и Катара) можно не более чем наполовину. Да и то, для работы с сжиженным газом необходимо построить СПГ-терминалы, которых нет, и на это потребуется не менее трёх лет. А замерзать Европа начнёт уже прямо с будущей зимы.

При этом проблема не столько в отоплении, которое уже предлагается подкрутить на пару градусов вниз, что теоретически могло бы сэкономить до 7,5% газа, сколько в промышленности, для которой газ это сырьё. Отказ от него приведёт к переводу многих немецких производств в страны, где газ есть (то есть в те, кто не стал участвовать в западной антироссийской санкционной истерии), а это, в свою очередь, будет означать серьёзные потери в бюджетных доходах и большие проблемы с безработицей. А немецкие профсоюзы не из тех, кто станут молчать в такой ситуации.

Варианты же возврата к углю и атомной энергетике (отказа от чего так долго и нудно добивались европейские экологи-глобалисты) всерьёз не рассматриваются. И пока оппозиционные германские политики из ХДС/ХСС ставят под сомнение запланированный отказ от карбоновой альтернативы, федеральное правительство в крайнем случае готово согласиться на угольные электростанции, но при этом продолжает вешать своему населению лапшу про «зелёную энергетику», призывая ускорить переход на возобновляемые источники энергии.

Но не экономикой единой. Планомерно подпиливая сук своего авторитета, Европа отказывается и от любых политических контактов с Россией. Узнав вчера о решении Москвы выйти из Совета Европы (соответствующее письмо глава нашего МИДа Сергей Лавров направил Генеральному Секретарю организации), Парламентская ассамблея (ПАСЕ) 216 голосами «за» поспешила исключить Россию из своих рядов, поведя себя довольно истерично, прямо как брошенная жена. Мол, это не ты меня, а я тебя первая бросила. Смех, да и только.

Что интересно: все последние годы львиную долю своего внимания ПАСЕ посвящала как раз нападкам на Россию, при этом регулярно получая от неё членские взносы. Как иронично подметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, теперь смысла в существовании ПАСЕ осталось немного.

«Без России Совету Европы нечем будет заняться, для него остаётся один выход — самораспуститься», — заявил глава нижней палаты российского парламента.

При этом сама Россия от выхода из СЕ не потеряет ровным счётом ничего, даже наоборот — только деньги сохранит. Как рассказал тот же Володин, в этом году РФ ещё не перечисляла взнос в Совет Европы (что-то порядка 4,2 млрд рублей), и эти деньги пойдут на поддержку граждан и экономики России. Ну а Евросоюз, ломая существующую конструкцию, окончательно замыкается внутри себя. То есть лишается роли влиятельного международного игрока, как минимум, на уровне собственного континента.

Судя по всему, на Западе плохо просчитали последствия своих действий. То ли они надеялись на то, что Россия сразу пойдёт на попятный, то ли полагают, что прочности их экономики хватит на то, чтобы дождаться российской капитуляции? Не важно. Очевидно, что они явно недооценивают уровень социальной напряжённости в собственных странах, а также разрушительный характер антироссийских санкций для всего существующего экономического уклада. А потому итогом нынешней санкционной войны, рикошетом бьющей по её инициаторам, может стать дедолларизация мировой экономики, деиндустриализация Европы и слом существующей системы международных отношений, заточенной как раз на доминирование Запада.

 Алексей Белов