4 главных вывода из Давоса-2026: новые соглашения, расплата, диалог и больше вопросов, чем ответов

Более века назад австрийский поэт Райнер Мария Рильке в своих письмах к молодому поэту призывал их «жить вопросами сейчас», принимать неопределенность как необходимое условие для получения ответов в будущем.

Или, как выразился премьер-министр Канады Марк Карни в Давосе: «Мы активно принимаем мир таким, какой он есть, а не ждём, когда мир станет таким, каким мы хотим его видеть».

Карни был лишь одним из более чем 60 глав государств и рекордного числа политических лидеров (более 400 человек), а также 830 руководителей компаний и председателей советов директоров, которые приехали в « Волшебную гору» под девизом «Дух диалога».

Это была неделя, когда ежегодное заседание Всемирного экономического форума способствовало созданию истории, не предлагая готовых ответов, а создавая условия, в которых глубоко поляризованные деятели могли начать осмысливать самые важные вопросы нашего времени.

Сами эти вопросы стали более острыми, а пути, если и не ясными, то, по крайней мере, наглядными.

Средние державы обрели свой голос, диалог вновь стал необходимостью, и начала формироваться новая геостратегическая динамика.

Вот четыре способа, которыми Давос-2026 прояснил, что поставлено на карту.

1. Новые сделки, новая динамика.

В среду возникла напряженная ситуация, когда стало известно, что президентский самолет Air Force One развернулся , что задержало прибытие президента США Дональда Трампа в Давос. Однако его специальное обращение к переполненному залу Конгресса было произнесено в срок.

Он подробно говорил о желании видеть «сильную Европу»: «Мы глубоко верим в связи, которые нас объединяют с Европой как цивилизацией. Я хочу, чтобы она процветала. Именно поэтому такие вопросы, как энергетика, торговля, иммиграция и экономический рост, должны быть в центре внимания каждого, кто хочет видеть сильный и единый Запад».

И он изменил свою позицию по Гренландии, заявив: «Мы, вероятно, ничего не добьемся, если я не решу применить чрезмерную силу, тогда, честно говоря, нас будет не остановить… Но я этого делать не буду».

Он признал, что это было «вероятно, самое громкое заявление, которое я сделал, потому что люди думали, что я применю силу».

Совершенно очевидно, что между США и Европой существует разрыв, и эта тема неоднократно поднималась на протяжении всей недели, при этом лидеры высказывали разные мнения о том, является ли этот разрыв непоправимым.

Мы, возможно, находимся лишь в начале «разового в столетие» краха глобального порядка, заявила Гита Гопинат, профессор экономики Гарвардского университета и бывший первый заместитель управляющего директора МВФ.

«Я думаю, что долгосрочным последствием станет полный подрыв доверия между США и Европой».

«Альянс США и Европы был важнейшей частью глобального экономического порядка, и тот факт, что он распадается, имеет очень серьезные последствия,» — Гита Гопинат, профессор экономики, Гарвардский университет

«Европа стремится к стратегической автономии. Она пытается понять, как полагаться… на свою собственную внутреннюю экономику, свою собственную внутреннюю безопасность. Поэтому пути назад нет, независимо от того, как сложится эта неделя».

«Ностальгия — часть истории человечества, но ностальгия не вернет старый порядок, а попытки оттянуть время и надежда на скорое возвращение к прежнему состоянию не исправят существующие структурные зависимости», — заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен .

«Если эти перемены необратимы, то и Европа должна измениться навсегда. Пришло время воспользоваться этой возможностью и построить новую независимую Европу».

Карни выразил оптимизм и возглавил движение смелых заявлений, демонстрирующих неповиновение средним державам, что стало определяющим моментом недели.

«Мы знаем, что старый порядок не вернется. Нам не следует оплакивать его… но мы верим, что из этого раскола мы сможем построить нечто большее, лучшее, более сильное и справедливое».

«Это не наивный многосторонний подход… Это создание эффективных коалиций, решение каждой проблемы по отдельности, с партнерами, имеющими достаточно общих интересов для совместных действий».«

Средние державы должны действовать сообща, потому что если нас нет за столом переговоров, мы окажемся в меню.”— Марк Карни, премьер-министр Канады

Выступая в четверг утром, Гэвин Ньюсом, губернатор Калифорнии и кандидат в президенты США, заявил, что трансатлантические отношения «находятся в спящем состоянии, а не умерли» .

А что думает Китай? «В тарифах и торговых войнах нет победителей», — заявил вице-премьер Хэ Лифэн.

Тем временем шли переговоры, и уже прорастали ростки новых соглашений.

Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в своем специальном обращении заявила, что ЕС и Индия находятся «на пороге» исторического соглашения о свободной торговле с Индией.

«Некоторые называют это «главной сделкой всех времен». Сделкой, которая создаст рынок на 2 миллиарда человек,» — Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии

Канцлер казначейства Великобритании Рейчел Ривз заявила, что ей удалось заключить сделки на сумму более 2 миллиардов долларов частных инвестиций.

У благотворительной организации Water.org, основанной актером Мэттом Дэймоном, заключена новая сделка — он объявил об инициативе Get Blue , в рамках которой корпорации сотрудничают, чтобы помочь расширить масштабы своей работы. К проекту уже присоединились Gap, Amazon, Starbucks и Ecolab.

2. Расплата для человечества

Перед началом ежегодного собрания Форум опубликовал доклад о глобальных рисках на 2026 год. Экстремальные погодные явления в этом году опустились со второго на четвертое место в рейтинге — не потому, что они стали менее актуальными, а потому, что геоэкономическая фрагментация и поляризация общества приобрели более острый характер.Глобальные риски в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

«Мы живем в мире, где происходят все более частые, внешние потрясения, — заявила Кристалина Георгиева, управляющий директор МВФ, — и они будут продолжаться».

Ежегодно предпоследняя сессия ежегодного собрания, которая проходит в пятницу, посвящена глобальному экономическому прогнозу, где лидеры излагают свои видения развития экономики в предстоящем году.

Здесь Георгиева развила свою тему о необходимости смотреть правде в глаза и принимать вещи такими, какие они есть: «Нам нужно смотреть на мир таким, какой он есть, — миром, который постоянно меняется… Мы уже не в Канзасе».

Генеральный директор Всемирной торговой организации д-р Нгози Оконджо-Ивеала поддержала это мнение, дав совет руководителям предприятий и политикам в условиях неопределенности.

«Если бы я управлял страной, я бы старался укрепить себя и свой регион, повысить их устойчивость… Возможно, в будущем у нас будет немного более стабильное государство, но я не верю, что мы вернемся к прежнему состоянию».

Мы живем в мире шума, и, как показали выступающие на протяжении всех сессий, шум существует на макроуровне и доходит до отдельного человека.

В сфере решения глобальных проблем кризисы усугубляются, когда приходится тушить пожары.

Кристин Лагард предупредила, что «нас ждут настоящие неприятности», если мы не будем обращать внимание на распределение богатства и неравенство, которое становится «все глубже и больше». Она призвала лидеров очень внимательно задуматься о людях и «отличить полезную информацию от шума», исходя из того, что показывают цифры.

Эта мысль повторялась снова и снова на протяжении всей недели: в нашем все более технологичном стремлении к росту и производительности мы рискуем сосредоточиться не на том, на чем нужно.

«Если мы хотим мирного общества, мы должны обеспечить социальную сплоченность», — заявил генеральный директор Adecco Group Денис Машуэль на сессии «Рабочие за рулем». — «Мы не видим ни одного места, где люди были бы застрахованы от этих происходящих событий».

Андре Хоффманн, вице-председатель Roche Holding и временный сопредседатель Форума, обозначил суровую реальность, с которой мы сталкиваемся в отношении окружающей среды: «Если у вас нет природы, у вас нет человечности, у вас нет бизнеса, у вас нет дивидендов, у вас нет акционеров».

«Мы рискуем оказаться в положении тех деловых и политических лидеров, которые знали о пределах возможностей планеты, но всё равно решили их пересечь», — Эндрю Форрест, исполнительный председатель и основатель компании Fortescue

«Сейчас у нас есть неопровержимые доказательства необходимости перехода мировой экономики к процветанию в рамках планетарных ограничений», — заявил Йохан Рокстрём, директор Потсдамского института исследований воздействия изменения климата.

Говоря о здравоохранении, Моса Мошабела, вице-канцлер и ректор Кейптаунского университета, предупредил: «В период с 2011 по 2030 год мир потратит более 30 триллионов долларов на борьбу с неинфекционными заболеваниями (НИЗ). Вместо того чтобы нести эти расходы, мы могли бы предотвращать их и вкладывать эти деньги в профилактику».

Фатих Бироль, исполнительный директор Международного энергетического агентства, заявил, что он «никогда не видел», чтобы риски для энергетической безопасности так стремительно возрастали: «Энергетическую безопасность следует поднять до уровня национальной безопасности».

Государственный долг и необходимость в гуманитарной помощи представляли собой серьезную проблему.

Георгиева напомнила аудитории, что некоторые развивающиеся страны тратят на погашение долгов больше, чем на здравоохранение и образование , и призвала их к реструктуризации долга.

Генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию Ребека Гринспан заявила, что кризис государственного долга является одним из самых серьезных потрясений, которых она опасается больше всего, поскольку развивающиеся страны оказались в безвыходном положении при принятии фискальных решений.

«Они не хотят объявлять дефолт по долгу, но объявляют дефолт по развитию».

Дэвид Милибэнд, президент и главный исполнительный директор Международного комитета спасения, заявил, что сектор гуманитарной помощи сократился на 50% в 2024 году: «Необходимость переосмысления способов финансирования развития становится очевидной».

Вполне объяснимо, что разговоры об ИИ пронизывали многие сессии. От влияния этой технологии на рынок труда до справедливого распределения ее преимуществ и того, какое воздействие окажет на наших детей знакомство с ней, — подтекст был в значительной степени посвящен тому, как защитить нашу человечность.

«Творчество на самом деле сводится к вашей способности мириться с неопределенностью», — сказала Бекки Кеннеди, генеральный директор и основатель Good Inside, объясняя, что предлагаемые ИИ кратчайшие пути парадоксальным образом означают, что мы рискуем тем, что дети никогда не научатся навыкам, необходимым для процветания в эпоху ИИ.

«Это будет невозможно, если мы будем ухудшать качество обслуживания. Именно этот аспект обсуждения искусственного интеллекта недостаточно часто поднимался».

«Если в детстве у ребенка нет возможности развить эти когнитивные навыки, сформировать нейронные связи, у него будут проблемы», — вторила Анна Фрэнсис Гриффитс (Виньоль), директор фонда Leverhulme Trust, на сессии, посвященной борьбе с когнитивной атрофией .

Джонатан Хайдт, автор книги «Тревожное поколение», прямо заявил: «Мы позволили этим компаниям взламывать наше внимание, что привело к разрушительным когнитивным и эмоциональным последствиям, а теперь позволяем им взламывать нашу привязанность. И это будет катастрофой для человечества».

И вот очень актуальная дилемма роста: по словам Георгиевой, в ближайшие пару лет 40% рабочих мест в мире будут затронуты ИИ, либо путем трансформации, либо путем ликвидации. В развитых странах этот показатель составляет 60%. Сам МВФ не застрахован от этой тенденции, сказала она, – число переводчиков в нем сократилось с 200 до всего 50.

Министр инвестиций Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих заявил: «Суть потенциала ИИ заключается в его доступности… Распространение должно происходить не только внутри конкурирующих экономик, но, я считаю, в глобальном масштабе».

Руководители технологических компаний обсудили возможности, которые предоставляет ИИ, и необходимые меры предосторожности. Дженсен Хуанг из NVIDIA заявил, что ИИ, вероятно, сократит технологический разрыв: «Я достаточно оптимистичен в отношении потенциала ИИ в плане улучшения и расширения возможностей людей».

«Мы должны переосмыслить процессы и расширить потенциал людей, а не упразднять работу», — сказал Рави Кумар С., генеральный директор Cognizant. Как глобальное сообщество, мы должны прийти к тому моменту, когда «мы будем использовать [ИИ] для чего-то полезного, что изменит результаты жизни людей, сообществ, стран и отраслей», — сказал Сатья Надела, генеральный директор Microsoft.

«В основе процесса лежит человеческий фактор, а не участие человека в процессе,» — Джули Свит, председатель совета директоров и главный исполнительный директор Accenture.

3. Диалог действительно меняет ситуацию.

«Это момент неопределенности, но также и возможностей», — заявил в понедельник президент Форума Бёрге Бренде, когда ежегодная встреча открылась концертом. «Это также момент, когда диалог — не роскошь, а необходимость. Мы никак не сможем продвинуть мир вперед, не начав разговаривать друг с другом».

Ларри Финк, исполняющий обязанности сопредседателя Форума, сказал: «Самое важное, что мы должны сделать, это слушать. Мы не будем соглашаться во всем. На самом деле, я уверен, что мы будем не соглашаться. Но сможем ли мы найти способ вести диалог – открыто выражать несогласие? Но сможем ли мы, благодаря несогласию, углубить наше взаимопонимание?»

Тот факт, что около 3000 лидеров из более чем 130 стран проделали долгий путь в Давос, «о многом говорит», — заявил министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед Аль-Джадан.«

«Даже самым влиятельным людям нужно было приехать сюда и начать диалог, потому что есть области, где они просто не могут решить проблемы самостоятельно, независимо от того, насколько они могущественны,» — Мохаммед Аль-Джадан, министр финансов Саудовской Аравии.

Нам необходимо обеспечить диалог и сотрудничество, а также поддержку международных многосторонних организаций, таких как Всемирный банк и МВФ, «потому что неопределенность требует от подобных институтов оказания поддержки».

Хэ Лифэн подытожил ситуацию двумя удачными аналогиями, которые сами по себе являлись повторяющимся риторическим приемом.

«В разгар ярости и бурных потоков глобального кризиса страны находятся не поодиночке в 190 маленьких лодках, а все вместе на гигантском корабле, от которого зависит наша общая судьба».

«Важнее вместе увеличивать общий объем пирога, чем бороться за него, и эффективнее вместе решать проблемы, чем обвинять друг друга,» — Хэ Лифэн, вице-премьер Китая.

Вне рамок публичной программы диалог продолжался. Напряженные геополитические переговоры и двусторонние дискуссии ознаменовали значительные изменения в глобальной экономической архитектуре и архитектуре безопасности.

В среду утром, выступая на сессии «Может ли Европа защитить себя?», глава НАТО Марк Рютте признал, что «в данный момент существует напряженность» вокруг планов Трампа в отношении Гренландии. «Но единственный способ справиться с этим — это вдумчивая дипломатия».

«Можете быть уверены, что я работаю над этим вопросом за кулисами, но публично об этом говорить не могу,» — Марк Рютте, Генеральный секретарь НАТО.

В обеденное время Трамп заверил мир в своем специальном обращении, что «не будет применять силу» для приобретения Гренландии, а к утру четверга Трамп и Рютте объявили о «рамочном соглашении» по Гренландии, укрепляющем безопасность в Арктике и предотвращающем угрозу введения тарифов.

В четверг внимание переключилось на Украину, где президент Владимир Зеленский выступил со специальным обращением. Позже он встретился с Трампом для окончательного согласования условий гарантий безопасности и сообщил журналистам, что трехсторонние переговоры (США-Украина-Россия) начнутся в Абу-Даби 23 января.

«Все должны быть готовы, не только Украина, — сказал он. — Это лучше, чем полное отсутствие диалога. … Да благословит Бог, война закончится. Я на это надеюсь,» — Владимир Зеленский, Президент Украины.

«Мы не должны быть замкнутым кругом, где все сливаются в одно целое», — сказал Бренд в своей заключительной речи. «Настоящий диалог требует терпения, целеустремленности и креативности, но он действительно необходим, потому что отсутствие такого подхода усугубляет разногласия».

4. Жизнь, основанная на вопросах

В отличие от предыдущих лет, в этом году Давосский форум был построен вокруг пяти определяющих вопросов :

  • Как мы можем сотрудничать в мире, где конкуренция становится всё более ожесточённой?
  • Как мы можем раскрыть новые источники роста?
  • Как мы можем эффективнее инвестировать в людей?
  • Как мы можем внедрять инновации в больших масштабах и ответственно?
  • Как мы можем построить процветание в пределах планетарных ограничений?

В течение недели было задано гораздо больше вопросов.

В ходе самих сессий поднимались такие вопросы, как: Все ли отстают? Кто побеждает в вопросах энергетической безопасности? Кому теперь доверяют посредники? Находится ли демократия в опасности? Будет ли когда-нибудь заключен глобальный договор по пластику? И сможет ли Европа защитить себя?

Да, ответил Рютте на последний вопрос.

Пожалуй, самое важное — это спросить себя, чего хотят люди, сказала Георгиева:

«Мое послание всем: научитесь думать о немыслимом, а затем сохраняйте спокойствие. Мир сейчас действительно многополярный. Технологии развиваются так быстро, изменения происходят так стремительно, и что удивительно в этой истории, так это невероятная устойчивость мировой экономики».

«И я думаю, если посмотреть на ситуацию в целом, чего же хотят люди? Они хотят мира и благополучия для себя и своих семей».

Существует противоречие между экономической и геополитической политикой и правами трудящихся, заявила Роксана Минзату, исполнительный вице-президент Европейской комиссии по социальным правам и навыкам, качественным рабочим местам и готовности к чрезвычайным ситуациям: «Как нам оставаться человекоцентричными, когда искусственный интеллект внедряется в наши производственные процессы?»

Нам нужно задуматься о том, что значит качественная работа в контексте взаимодействия человека с агентом искусственного интеллекта: «Искусственный интеллект пока является инструментом, но все зависит от того, как каждая организация будет его использовать».

Историк Юваль Ноа Харари заявил, что ни у кого нет опыта построения гибридного общества, сочетающего человека и искусственный интеллект. «Я не знаю, в чем ответ. Вопрос в том, как нам создать самокорректирующийся механизм, чтобы, если мы сделаем неправильную ставку, это не стало концом?»

Но умение задавать правильные вопросы — это шаг к их решению и к тому, чтобы спокойно относиться к неопределенности.

«Для человека стоять на месте — не вариант, — сказал Ги Пармелен, президент Швейцарской Конфедерации, в своем вступительном слове, цитируя философа Анри Бергсона, — существование означает изменение».

Как сказал Бренд: «Мы стоим на пороге новой реальности, контуры которой еще предстоит определить».

Теперь мы должны жить, отвечая на эти вопросы.

Источник — официальный сайт ВЭФ weforum.org, перевод — Кризис-копилка