Казахстан на нелегком пути к перезагрузке

Казахстан на нелегком пути к перезагрузке

Январские события вызвали переосмысление в умах казахского руководства. Мирные поначалу протесты привели к настоящему вооруженному восстанию, организованному беглой казахской оппозицией. Показательно было и то, что рядовые граждане поддержали призыв оппозиционеров, а значит, в обществе все-таки были недовольны курсом Казахстана. Это президент страны Касым-Жомарт Токаев и намерен изменить.

Уже после подавления беспорядков Токаев высказался о необходимости проведения скорейших реформ. Однако основная мысль казахских властей по этим реформам стала прорисовываться лишь к началу марта. Токаев сконцентрировался на образовании, совершенствовании механизма госуправления и деолигархизации страны.

Примечательно, что один из основных приоритетов будет отдаваться образованию молодёжи. Годы обучения молодых умов западными НКО все-таки принесли свои «плоды», в том числе это показали и январские беспорядки. Теперь в Казахстане откроются филиалы ведущих вузов РФ, включая Московский технический университет имени Н. Баумана и РГУ нефти и газа имени И.Губкина. Вместе с тем количество квот на обучение казахской молодёжи в РФ значительно увеличится и они будут финансироваться из бюджета.

По системе государственного управления все не так просто, к сожалению. Невозможно быстро изменить то, что формировалось десятилетиями. Однако контур реформ натолкнул нас на мысль, что со временем, Казахстан перейдет к парламентско-президентской форме правления. Сосредоточение власти в руках одного человека пагубно влияет на развитие страны. И в Нурсултане, наконец, осознали эту простую истину. Но при этом, все же, стоит констатировать, что по состоянию на март 2022 года в Казахстане нет ни одной оппозиционной партии. По крайней мере, ни одна политсила открыто об этом не заявляла. Может быть, не зря был создан Совет общественного доверия, состоящий из представителей гражданского общества? Как по нам, то это неплохой фундамент для трансформации в полноценную политическую партию.

А вот с деолигархизацией все ещё сложнее. Хоть Токаев четко обозначил курс на избавление от влияния олигархов на политическую систему страны, но каким образом это будет реализовано, до сих пор непонятно. Пожалуй, это единственное из всех новых направлений развития страны, которое остаётся в закулисье принимаемых в Нурсултане решений. Неужели в скором времени мы будем наблюдать массовое снятие иммунитета с экс-назарбаевских чиновников и их последующее привлечение к ответственности за то, что произошло со страной? Возможен и такой вариант, но подождём официальных анонсов властей по этому сценарию, а потом ещё раз вернёмся к теме реформ в Казахстане.

Сейчас очевидно, что первые пару лет президентства Токаева были лишь раскачкой. А толчком к реальным действиям послужил лишь окончательный отход Нурсултана Назарбаева от всех властных рычагов. Пожалуй, всем государствам постсоветского пространства следует брать пример именно у Казахстана и учиться на ошибках этой страны уже сейчас, пока не стало слишком поздно.