Польская «дерусификация экономики» стала прямой угрозой странам ЕС

 Польская «дерусификация экономики» стала прямой угрозой странам ЕС

Польша не откажется от наших энергоресурсов, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, иначе бы эта страна разорвала контракты с «Газпромом» и другими российскими компаниями.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Варшава инициировала программу «дерусификации экономики», основанную на отказе от российских газа, нефти и угля. Варшава планирует распространить эти меры на европейскую
экономику.

Моравецкий и польский кабинет министров распространяют странные заявления на тему «антипутинского щита», но в энергетике они ничего не смогут сделать.

Зависимость Евросоюза от российских нефти, газа и угля объективна и известна всем: 27 стран объединения не могут ввести эмбарго на российские ресурсы, в противном случае это остановит коллективную экономику ЕС и ввергнет старый континент в самый
тяжелый экономический кризис с 1945 года.

Европейские лидеры соревнуются в антироссийской истерии, но эмбарго на поставки энергоресурсов из РФ так и не было поставлено на голосование в Брюсселе. Ничто
не мешает отдельным странам ЕС пойти на данные меры в индивидуальном порядке,
однако для поляков это равнозначно выстрелу себе в ногу.

Польша покупает 10–20 млн тонн российского угля в год и ведет переговоры о замещении с Австралией, но, во-первых, австралийское сырье выйдет полякам на 20%
дороже, а во-вторых, польские энергоблоки заточены под уголь из Донбасса и Кузбасса.

РФ поставляет 50% импортируемого странами ЕС угля, причем российская доля растет,
и справиться с этим можно только отказом от данного вида топлива. Тем не менее если говорить о Польше, то эта страна является европейским лидером по доле угольной
энергетики.

Польша заключила контракт с саудитами на поставку нефти, который снизит польские закупки в РФ по нефтепроводу «Дружба» и танкерным фрахтом Ленинградской области, но не уберет российское сырье из остальной Европы.

Москва подписала с Эр-Риядом соглашение ОПЕК+, гарантирующее долю РФ на
рынке нефти. Переговоры премьер-министра Великобритании Бориса
Джонсона с Саудовской Аравией и ОАЭ подтвердили, что партнеры не пойдут на
нарушение договоренностей.

С газом еще интересней. Польша закупает 8–10 млрд кубометров российского газа
в год и рассчитывает заменить этот импорт на поставки норвежского газа через
газопровод Baltic Pipe, но блокировка «Северного потока – 2» иссушит данный газопровод.

Норвежская добыча не растет, поэтому если не запустят «СП-2», сохранятся поставки из Норвегии в ФРГ, и у Осло не будет 10 млрд кубометров газа на наполнение Baltic Pipe, после чего полякам придется перезаключить соглашение с «Газпромом».

Польша не сможет отказаться от сотрудничества с Россией в энергетике, однако это не мешает Варшаве заявлять о «дерусификации экономики».

Позиция Польши непоследовательна

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности,
преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав
Митрахович

«Нельзя сказать, что поляки ничего не могут сделать. Польша собирается в конце
2022 года запустить газопровод Baltic Pipe, но пока непонятно, насколько он будет заполнен, и это не единственная проблема по данному проекту», – констатирует Митрахович.

Польшей законтрактована только часть поставок по Baltic Pipe, некоторые объемы должны уйти в страны Прибалтики и Финляндию.

«Что касается угля, то его проще заменить, чем газ – есть возможность купить сырье в
Австралии и Южной Африке, но цена сегодня высокая. По нефти существует
ближневосточная альтернатива, но ее нельзя быстро реализовать», – резюмирует Митрахович.

Многое зависит от того, насколько Польша готова рисковать и идти на экономические
издержки. Сиюминутный отказ от российского сырья приведет к закрытию предприятий и росту безработицы в этой не самой богатой стране.

«СПГ, который Польша закупает через терминал в Свиноустье, поступает по долгосрочнымконтрактам из Катара и США. Увеличивать объем закупок придется на споте, где сегодня бездонные цены», – заключает Митрахович.

СПГ-терминал в Гданьске до сих пор не построен, остается только инфраструктура в Свиноустье, чьи возможности вовсе не беспредельны.

«Самое смешное, что Польша призывает страны ЕС и коллективного Запада к мгновенному отказу от российских энергоресурсов, но сама этого не делает. Контракт с “Газпромом” действует у Варшавы до конца года, но она его не разрывает», – констатирует Митрахович.

Если бы Варшава собиралась пойти ва-банк и проявить максимальную жесткость, то
прекратила бы торгово-экономические отношения с Россией в энергетике, однако поляки так не поступают, зато занимаются популизмом в виде «дерусификации экономики».

«Поляки не хотят рисковать, но призывают к этому другие страны», – резюмирует
Митрахович.