Спецоперация на Украине (Операция «Z»). Обзор на 20.03
За последние несколько дней российское командование в очередной раз (который по счёту?) кардинально пересмотрело свои взгляды на приоритеты проводимой кампании, а также тактику ведения боевых действий.
Первые недели наступления (которое шло одновременно по пяти операционным направлениям) привели к заметному распылению сил и наложили колоссальную логистическую нагрузку на систему тылового обеспечения наступающих российских группировок. Не особо считаясь с потерями техники (по разным причинам, в значительном количестве случаев они происходили в результате поломок или увязания в весеннем грунте) подвижные группы ВС РФ рвались вперёд, явно уделяя недостаточное внимание прикрытию колонн снабжения как от атак с воздуха, так и с земли. Как следствие, уже по истечению первой недели боев стали появляться фото и видеокадры исправной, но брошенной российской техники, у которой элементарно закончилось топливо. В дальнейшем, по ходу растягивания линий снабжения и потерь техники в автомобильных ротах и батальонах проблема ещё более усугубилась. Надо полагать, что ситуация с доставкой боеприпасов к артиллерийским батареям российских батальонно-тактических групп не менее сложная, поскольку по всей линии фронта идёт активная контрбатарейная борьба, которая вкупе с необходимостью поддержки своих войск огнём и взламыванию обороны противника вынуждает вести артогонь в режиме «нон-стоп», что в свою очередь требует своевременного и полноценного снабжения.
Брошенная ВС РФ батарея ЗРПК «Тунгуска-М», вероятно из-за отсутствия топлива. Позднее сожжены местными жителями. Дата снимка 08.03.2022 г.
Вследствие дефицита мотопехоты для дальнейших глубоких прорывов линий фронта, а также описанных проблем с материально-техническим обеспечением наступление ВС РФ к середине текущей недели практически остановилось на всех направлениях. И если по началу казалось, что российский Генштаб взял оперативную паузу для перегруппировки и подтягивания тылов с целью дальнейшего стремительного броска, то теперь мне всё больше начинает казаться, что изменилась сама концепция ведения боевых действий. Попросту говоря российское командование ВС, наконец, признало объективную невозможность блицкрига в сложившейся обстановке и перешло к формату затяжной войны на истощение. При этом планы по взятию Киева, судя по всему, на время утратили актуальность.
Схожего мнения придерживаются в своих официальных позициях и западные разведки (в первую очередь британская Defence Intelligence и американская РУМО), по мнению которых теперь у ВС РФ теперь нет первоочередной задачи взять Киев. В первую очередь российская армия будет создавать оперативное окружение на т.н. Восточном фронте, последовательно разбивать ВФУ на одном участке фронта и переходить к следующему, параллельно ракетными ударами уничтожая военную инфраструктуру и склады на Западной Украине. Российские войска на многих направлениях всерьёз окапываются, устанавливают систему блокпостов на операционных линиях снабжения и зачищают тыл от диверсионных групп противника. Особо нужно отметить необходимость логистического накопления материально-технических средств на временных складах вблизи линии фронта, что решит проблему растянутых коммуникаций, поскольку в настоящее время подвоз боеприпасов, ГСМ и продовольствия идёт со складов, расположенных на территории РФ и Белоруссии.
Пример одной из многочисленных официальных сводок военной разведки Министерства обороны Великобритании
Что касается первоочередных целей, то теперь они выглядят следующим образом:
1. Взятие Мариуполя и постепенное окружение всего Восточного фронта противника (в Луганской и Донецкой областях). Эти операции осуществляются параллельно. Уже по сути неизбежный разгром мариупольской и донецкой группировок ВФУ будет знаменателен не только как крупный оперативно-стратегический успех, но и как сильнейший деморализующий фактор, способный сломить волю к сопротивлению в том же Харькове, Николаеве и ряде других блокированных украинских городов.
Окружённый и находящийся в глубоком тылу ВС РФ гарнизон Мариуполя, судя по многочисленным видеообращениям обороняющих его бойцов, потерял всякую надежду на удержание города даже в ближнесрочной перспективе. Фактически войсками НМ ДНР и спецподразделениями ВС РФ и Росгвардии на утро 20.03 занята большая часть жилой застройки города, а обороняющихся оттеснили к огромному по площади заводу «Азовсталь», который был наспех подготовлен к обороне и в котором сейчас находится несколько тысяч бойцов ВФУ.
Наступающих активно поддерживает авиация, тяжёлая артиллерия и огнемётные батареи РХБЗ. Последние, учитывая использование ими штатных термобарических боеприпасов, очень эффективно ликвидируют очаги обороны противника. Уже сейчас наступает дезорганизация обороны города, повсеместно видна несогласованность и отсутствие координаций между подразделениями ВФУ, что только усугубляет для них ситуацию и приближает окончательный коллапс и развал обороны.
Прогноз: ещё 2-3 дня активных боёв и «обработки» позиций украинских войск и всякое серьёзное сопротивление в городе будет окончательно подавлено, после чего начнётся длительная зачистка разрозненных групп, которые будут всеми способами пытаться выбраться из города.
2. Окружение и разгром Восточного фронта ВФУ. С самого начала отчётливо читался замысел ГШ ВС РФ на проведения данной операции, в которой по сходящимся направлениям наносят удары «харьковская» и «южная» группы российских войск. Понимал это и ГШ ВСУ и западный генералитет, который активно подключён к оперативному планированию ГШ ВСУ в качестве советнического аппарата. Осознавая, что в условиях господства российской боевой авиации отвести без неприемлемых потерь свои войска из-под Донецка и Славянска не удастся, украинское командование спешно сколачивает за счёт резервов группировки в Днепропетровске и Запорожье для нанесения деблокирующего удара по внешнему контуру будущего «котла».
Одновременно западные разведки называют такой план неразумным, поскольку российские ВКС скорее всего не позволят нанести ВФУ сконцентрированный удар. Взамен украинскому командованию советуют направлять резервы непосредственно на Восточный фронт, максимально обеспечив его людскими и материальными ресурсами для как можно более продолжительной обороны даже в условиях полного окружения.
С оглядкой на принимаемые противником контрмеры российский ГШ как может пытается форсировать операцию по окружению фронта. Однако испытывая острую нехватку войск в изначальные планы очевидно были внесены изменения. Надо понимать, что «котёл»теперь планируется не один, поскольку в настоящее время силы НМ ДНР на нескольких направлениях атакуют в лоб позиции украинских войск на Донбассе, по-видимому, с целью разрезать их, а затем, соединившись с российскими войсками, окружить. Подобные атаки донецкой милиции на эшелонированную линию обороны являются вынужденными, потому что с военной точки зрения это откровенно безумие и потери в результате таких авантюр будут колоссальными. Вынужденность тут может быть связана не только с необходимостью дробления большого восточного «котла» на несколько меньших, сколько с непрекращающимися обстрелами городов ДНР, которые причиняют слишком большой ущерб и которые не получается остановить в ходе контрбатарейной борьбы. Вдобавок ко всему действия НМ ДНР призваны сковать и отвлечь на себя значительные силы ВФУ, не позволив им усилить свои оборонительные кордоны на пути окружающих их с юга и севера российских войск.
Прогноз: окружение Восточного фронта в течение 8-10 дней и уничтожение образовавшихся «котлов» в течение месяца. Истощение НМ ЛДНР и утрата ими наступательных возможностей после выхода на административные границы областей.
3. Харьков и Киев. Из первоочередных целей взятие данных городов плавно отошло на второй план. Ситуация под Харьковом пока что стабильна, несмотря на попытки ВС РФ окружить город, перерезав снабжение ВФУ. Не ожидаю здесь никаких серьёзных успехов до момента взятия Мариуполя и разгрома Восточного фронта.
Аналогична ситуация и под Киевом, где продолжается огневое поражение укрепрайонов ВФУ, которые используют во многом советскую инженерную инфраструктуру, включая заглублённые командные пункты, которые строились для отражения атаки НАТО. ВФУ пытаются силами ротных тактических групп организовывать локальные контратаки, пока что безуспешно для них.
4. На «николаевском» направлении наступательный порыв ВС РФ иссяк. Группировка российских войск своими действиями на данном направлении будет сковывать силы ВФУ, вынуждая последних перебрасывать суда резервы для организации линии обороны. Подобную же задачу решает и группировка десантных кораблей ВМФ РФ, которая уже три недели «нависает» над побережьем Одессы, не позволяя украинскому командованию отвести оттуда свои силы.
Немного из «текучки»
- Ввиду уже упомянутых потерь в технике у ВС РФ, командование вынуждено «скрести по сусекам»: 15 марта японцами вблизи острова Хоккайдо были замечены 4 БДК Тихоокеанского флота РФ, забитые под завязку военными грузовиками и держащие курс, по всей видимости, на Чёрное море. Состав группы: БДК «Николай Вилков» (тактический номер 081, проект 1711), БДК «Ослябя» (тактический номер 066), БДК «Адмирал Невельской» (055) и БДК «Пересвет» (077), (все три – проекта 755).
Фото БДК «Николай Вилков» 15.03.2022 г. вблизи о. Хоккайдо
- 19 марта впервые озвучено применение гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал» для поражения подземного бункера 136-го центра складирования боеприпасов ВСУ у п. Делятин. На мой взгляд это выглядит странно, поскольку такие подземные бункеры строились в СССР с расчётом на прямое попадание тактического ядерного боеприпаса и должны были его выдержать. Чем здесь поможет обычная тактическая ракета (пусть и гиперзвуковая) без ядерной боевой части (ЯБЧ) — неясно.
Инфографика от Milmaps.info
Автор при написании публикаций использует данные исключительно из открытых источников (абсолютная достоверность которых не гарантирована), выражает собственное оценочное мнение относительное рассматриваемых в статьях ситуации и делает это по личной инициативе, не обусловленной оплатой от иностранных источников.
Артемий Громов