Ставка на МС-21 позволит РФ совладать с авиационными санкциями Запада

Международный статус российских авиалайнеров является проблемой, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»
Алексей Синицкий, добавив, что по этому вопросу может случиться все что угодно.


                    Ставка на МС-21 позволит РФ совладать с авиационными санкциями Запада

Россия поменяет транспортную стратегию

Министр
транспорта РФ Виталий Савельев заявил, что после окончания специальной военной
операции на Украине российская транспортная стратегия будет пересмотрена. Связано это с западными санкциями и их влиянием на российскую авиацию.

Во-первых,
российским компаниям запретили совершать полеты в страны ЕС и работать на
европейском рынке. Во-вторых, возникли вопросы с обслуживанием лайнеров
производства Boeing
и Airbus.
Если с США отношения точно не восстановятся – «Аэрофлот» успел получить разрешение Росавиации совершать ремонты лайнеров фирмы Boeing, – то с европейцами из Airbus официального разрыва не произошло.

Импортные лайнеры Airbus и Boeing остаются основой гражданской авиации РФ, поэтому невозможность лицензионного ремонта и проблемы с
получением запчастей станут ударом, вместе с этим в стране сократится число внутренних рейсов.

Минтранс
опубликовал постановление, в котором предложил удерживать взятые в лизинг
самолеты в России и платить за них в рублях. Документ
лишает лизингодателей возможности затребовать возвращение воздушных судов из нашей
страны.

Проблема масштабна: на 24 февраля 2022 года 777 российских гражданских
самолетов находились в лизинге, из них 515 бортов были арендованы у иностранных
собственников. Разговор идет о вопросе стоимостью не менее 10 млрд долларов.

Одновременно
Савельев сообщил, что 700 самолетов было переведено в российский реестр,
но из-за санкций мы потеряли 78 из 1367 наличных лайнеров. Разговор
идет о самолетах, которые были арестованы при совершении международных рейсов.

Аресты происходили не только в недружественных странах, но и в
Армении, Турции и Азербайджане. Переговоры с
лизинговыми компаниями о выкупе самолетов результата не дали, после чего было
принято постановление Минтранса.

Перед Россией встали сложные проблемы

Россия оказалась перед сложной проблемой, когда кризис отношений с Западом позволяет
использовать существующий парк самолетов только на внутренних линиях, а любые
вылеты за рубеж обернутся арестами самолетов.

У РФ есть один готовый проект – Superjet-100, способный совершать среднемагистральные рейсы, но конфликт с Западом может
обернуться арестом данных судов. В наших отношениях попрана законность, поэтому такие действия исключать нельзя.

Ситуация непростая: формально для российских машин нет опасности
в рейсах в незападные страны, но мы знаем о политике наших бывших партнеров. США могут добраться до российских активов в Таиланде и в других государствах.

«Здесь
целая проблема, и неизвестно, как дело дальше будет происходить, здесь может случиться все что угодно. Аналогично нужно сказать и о поддержке самолетов Boeing и Airbus в случае полного ухода этих компаний с российского рынка», – констатирует Синицкий.

В
российском парке значится большое число самолетов, которых хватит для
обслуживания внутренних рейсов. Непонятно, где брать запчасти для авиалайнеров и как осуществлять их обслуживание в случае полного разрыва с Boeing
и Airbus.

РФ собирается сделать ставку на МС-21, но этот самолет пока не пошел в серийное производство, хотя ОАК обещает передать два лайнера заказчикам до конца 2022 года. Казанский завод планирует увеличить выпуск Ту-214 до десяти единиц в год, но
это капля в море.

Вторым
моментом остается международное сообщение. Проблемы правового характера могут
сделать невозможными полеты российских компаний в третьи государства, а США планируют расширить свои санкции на любые иностранные полеты в РФ.

Компромисса с Западом не прослеживается

Полного
авиационного эмбарго не будет, но проблему можно разрешить только на
прямых переговорах с Западом. Если не вывести этот вопрос за границы
антироссийского давления, то трудности будут неопределенное время преследовать российскую авиацию.

Политолог
Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер
в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что пока не закончится
горячая фаза украинских событий, нельзя делать прогнозы по отношениям
с Западом.

«До
окончания специальной военной операции мы ни о чем с Западом договориться не сможем. Виктория Нуланд четко нам дала понять, что там ждут стратегического
поражения РФ, для того чтобы затем взять джек-пот. Пока мы им не докажем
обратное, компромиссов не будет, включая и тему с
самолетами», – резюмирует Брутер.

Аналогичная история и с арестом российских резервов: подвижек не стоит ждать до определенности
внешнеполитической ситуации. С точки зрения бизнеса было бы правильно разрешить этот вопрос, но деньги на Западе пока не считают.