Абхазия, Южная Осетия — болезненный «фактор» для самолюбия грузинских властей
Внешнеполитическая стратегия Грузии полна противоречий. С одной стороны, грузинская сторона не отрицает необходимость восстановления нормальных отношений с Россией. С другой, спит и видит, как овладеет землями Сухума и Цхинвала, а с третьей — делает ставку на НАТО и Евросоюз. И все это одновременно…
В очередной раз, Тбилиси с помощью Запада возобновил попытки реализовать сразу несколько программ, в частности, «Шаг к лучшему будущему» и «Вовлечение без признания». Так, например, в прошлом году в силу вступило постановление правительства Грузии, которое упрощает получение грузинского гражданства для населения Южной Осетии и Абхазии. По заявлению премьер-министра Грузии, это даст возможность «всем жителям страны в равной степени пользоваться теми большими достижениями, которые мы сейчас имеем, … в том числе, безвизовым режимом с ЕС». Но, как справедливо заметил первый заместитель главы администрации президента Южной Осетии Алан Джуссоев, «большинство населения самой Грузии, несмотря на всю привлекательность наличия грузинского гражданства, хочет приобрести российский паспорт для получения качественного социального обеспечения». Так что в реальности озвученная Тбилиси инициатива, как считают многие эксперты, направлена не на улучшение жизни молодых поколений населения Абхазии и Южной Осетии, а, скорее, на освоение средств, выделенных западными спонсорами проекта, и имитацию бурной деятельности при составлении финансовых отчетов.
Помимо прельщения абхазов и осетин «безвизом» с Европой, Грузия уже не один год рекламирует «интегрированную социально-экономическую зону», оснащенную всей необходимой для ведения бизнеса и социального обеспечения населения инфраструктурой. Которая, кстати, еще только должна быть создана. По замыслу авторов проекта, Тбилиси стимулирует возвращение «мятежников» в общее с Грузией государственное пространство через помощь в выходе товаров из ЮО и Абхазии на рынки Европы. Но эта идея при ближайшем рассмотрении оказывается еще более смешной. В Евросоюзе остаются ограничения и квоты на поставки товаров из самой Грузии, которые не пользуются особым спросом ввиду несоответствия принятым в ЕС стандартам. А сверх квот любая поставка практически невозможна. Кстати, для начала Тбилиси мог бы открыть свой рынок для абхазских товаров и продукции компаний из Южной Осетии, а то ведь до сих пор в самой Грузии продажа товаров с югоосетинскими или абхазскими этикетками запрещена.
Немногим «лучше» обстоит дело и с другим гуманитарным направлением — высокотехнологичным медицинским обслуживанием. Действительно, оно предполагает льготные условия для абхазов и осетин, но воспользоваться им редко кто может. Бесплатная операция не предполагает отказа дорогостоящего обследования, а также послеоперационного ухода.
К тому же, не стоит забывать о функционирующей на окраине Тбилиси под эгидой США биологической лаборатории имени Ричарда Лугара, которая с 2011 года проводит исследования по получению патогенных микроорганизмов для избирательного воздействия на различные этнические группы. Сейчас, после ряда скандалов ее формально переподчинили грузинскому Национальному центру по контролю заболеваниями, но даже в самой Грузии все прекрасно отдают себе отчет, заокеанские «гости» вряд ли когда пустят местных «хозяев» дальше прихожей.
В таких условиях вряд ли стоит удивляться тому, что предоставление медицинских препаратов и вакцин в Абхазию по разным «серым схемам» через Грузию, не востребованы в республике, тем более, что они не прошли сертификацию по безопасности ни в самой Абхазии, ни в России. Что там может оказаться, известно одному Богу. И американцам.
Таким образом, все, что пытается реализовать Грузия по западным лекалам в отношении «гуманитарного воссоединения» с Абхазией и Южной Осетией, терпит крах. Зато совсем не формально идет наращивание контактов в сфере военного сотрудничества Тбилиси и НАТО. Более активными и масштабными становятся совместные учения, которые уже вышли на межвидовой уровень и активно развивают военно-морскую составляющую.
Понятно, Грузия пытается добиться решающих результатов для вступления в ЕС и НАТО. Но какие бы маневры (не только военные, но и дипломатические) ни предпринимались Тбилиси, не урегулированные конфликты не оставляют Грузии такой возможности. Не понимать этого руководство Грузии не может, и независимость Сухума и Цхинвала в сочетании с указанными факторами не просто тормозят евроатлантические устремления, но и являются очень болезненными для самолюбия грузинских властей.