Продажа газа за рубли: комментарии экспертов
23 марта Президент РФ Владимир Путин объяснил, что Запад, заморозив российские активы, подорвал доверие к своим валютам и объявил дефолт по своим обязательствам перед Россией, и объявил, что в ближайшее время Россия перейдёт на оплату поставок газа в недружественные страны за рубли:
«Мною принято решение в самое короткое время реализовать комплекс мер по переводу оплаты — начнём с этого, с нашего природного газа — переводу оплаты нашего природного газа, поставляемого в так называемые недружественные страны, за российские рубли, то есть отказаться от использования в таких расчётах всех скомпрометировавших себя валют».
Путин поручил Центробанку и правительству за неделю определить порядок операций по приобретению рублей на внутреннем рынке России покупателями российского газа. Мы собрали комментарии экспертов на эту тему.
Михаил Крутихин
Нефтегазовый аналитик, партнёр агентства RusEnergy
На страницах The Insider:
«Идея, на мой взгляд, нерациональная. Россия нуждается в иностранной валюте, поскольку у страны перекрыт доступ к ее резервам. Вместо того чтобы получать валюту напрямую от покупателей газа, предлагается получать ее окольными путями ― за счет продажи рублей тем же покупателям. Отдает бессмысленным „патриотическим“ пиаром».
«Газпром», скорее всего, постарается избежать реализации этой инициативы, добавил эксперт.
На страницах «Фонтанки»:
Сегодняшние слова президента о том, что контракты, которые ранее заключал «Газпром», где записано, что расчёты ведутся в той или иной валюте, теперь волевым решением меняются. Дальше ждите иски в Стокгольмский арбитраж.
Это высказывание выглядит как попытка спасти рублёвую систему, спасти рубль. Рубль, который из-за «железного занавеса» перестаёт быть частью международной финансовой системы. Затея в том, чтобы заставить иностранных покупателей российского газа платить рублями, покупая рубли у тех банков, которые оказались под международными санкциями. Каким-то образом избежать этого положения.
Риски здесь прежде всего есть для России. Это решение — это дополнительный шаг, который заставит Европу и всех остальных покупателей российских энергоносителей ускорить усилия по сокращению зависимости от поставок из России.
Крутихин объяснил, чем опасно обращение партнеров «Газпрома» в Стокгольмский арбитраж:
Штрафы для «Газпрома». Возможное расторжение контрактов. Тянуться это всё может месяцами и годами.
Напомнил Крутихин и о том, как было при Советском Союзе: Западу углеводороды продавали всегда только за твёрдую валюту и «страшно рады были, что нам удаётся продать хоть что-то за твёрдую валюту».
Ранее Крутихин объяснял, что российскую нефтяную отрасль ждут тяжелые времена:
Никита Кричевский
Доктор экономических наук, @Антискрепа
Газ в недружественные страны за рубли? Не лучшая идея.
1️⃣ Россия теряет статус надежного партнера поставщика, которым она так гордилась. Изменение валюты долгосрочного контракта – это, по сути, односторонний отказ от ранее заключенных соглашений. Пусть объемы, принципы ценообразования и сроки останутся прежними.
2️⃣ Неизменность принципов ценообразования, по факту, означает, что дополнительные издержки покупателей на конвертацию или страховку лягут на нас. Другими словами, маржа для нас снизится.
3️⃣ «Газпрому» нужны условные задвижки и заслонки. Кроме того, он должен платить за услуги посредников, и все это в валюте. Где «Газпром» ее будет брать?
4️⃣ Кто будет обслуживать рублевые потоки? Если это будут подсанкционные банки, а «Газпромбанк» — как раз подсанкционный банк, это будет означать (временный) коллапс рынка газа в Европе.
5️⃣ Курс, если и укрепится, то не сильно – объемы валюты остаются прежними. Меняется схема, но в целом – как ЦБ выкупал валюту, так и продолжит ее выкупать.
6️⃣ Доля газа в общем объеме нашего экспорта составляет порядка 25-26%, из которых минимум половина отправляется в СНГ и Китай. Кроме того, недружественные страны – это не вся Европа. Доля газовой выручки будет несколько процентов от общего объема.
7️⃣ Если мочить недружественные страны, то по полной, переходя на расчеты в рублях не только за газ, но и за нефть с нефтепродуктами, металлы, древесину, удобрения. О них забыли?
Переход на рубли — политический демарш, с реальной экономикой имеющий немного общего. Да простят нас ура-патриоты.
Обратили ли вы внимание на фразу Путина: «Россия продолжит поставлять природный газ в соответствии с объемами и принципами ценообразования, зафиксированными в заключенных ранее контрактах»? Те, кто обратили, никакой эйфории от сегодняшнего решения не испытывают.
Россия по-прежнему в долларовой системе.
Сущность доллара как доминирующей резервной валюты не только в том, что в долларах хранятся резервы, но прежде всего в том, что он выступает всеобщим товарно-денежным эквивалентом (эквивалентом для всех товаров и денег). Это не то, что у Маркса, где деньги – всеобщий эквивалент. Это эквивалент эквивалентов.
Хотим мы того или нет, но Россия остается в долларовой парадигме, не зря же мы ткнули в неизменные «принципы ценообразования». Ну да, спрос на рубли будет повыше, прибыль от продажи газа – наоборот пониже за счет дополнительных финансово-инфраструктурных посредников, но ценообразование останется долларовым (в пересчете).
Возможный выход – в переходе на клиринговые основы расчетов, эквивалентом в которых станет золото. Вот тогда мы сможем сказать, что мы (всего лишь) прерываем гегемонию доллара. А пока – извините, наши квасные победители.
Роман Ермаков
Начальник отдела дилинговых операций в Ланта-Банке
Небольшое интервью на канале Андрея Верников про торговлю газом за рубли и открытие биржи:
Олег Шибанов
Профессор, директор программ «Финансы, инвестиции, банки» в РЭШ, @Oleg_Shibanov
Решение президента перейти на оплату российского экспорта газа в недружественные страны на рубли — это интересный макроэкономический шаг. С точки зрения баланса на валютном рынке это всего лишь означает, что импортеры будут вынуждены купить у нас рубли до того, как заплатят за газ, и таким образом само решение будет походить на 100% продажу валютной выручки за газ. Если раньше решение про продажу валюты принимали компании, то теперь это вынужденная мера для покупателей нашего газа.
Отмечу, что для Газпрома (пока единственного экспортёра газа) это не создаёт ситуацию отсутствия валютной выручки — за рубли предлагается продавать только недружественным странам. Поэтому покупать оборудование, если это будет нужно, Газпром сможет без труда и (вероятно) без дополнительных операций на валютном рынке. Вопрос инвестиционных программ вне страны, например, постройка аналогов «Северного потока-2», пока не стоит, а внутри страны можно строить «за рубли». Не знаю, как настроены процессы оплаты в «других валютах», но вероятно, что перестройка будет стоить денег.
Мне это напомнило две статьи. Одна (2012) исследовала вопрос параллельного использования других валют, кроме доллара/евро, в международных расчётах за сырьевые товары. Результаты авторов — что это ситуация «теории игр», и желательно, чтобы сразу несколько участников были готовы перейти на новые форматы расчётов. Шаг России может стать этой точкой концентрации, после которой и рубль, и другие валюты станут более стандартными для расчётов.
Вторая (2019) напоминает, что даже для юаня стать валютой расчётов за нефть и газ не так просто. И проблема в том, что экономически Китай очень силён, а вот вопрос доступности деривативных инструментов и развитых финансовых рынков был не решён. Создание не очень глубокого рынка фьючерсов в юанях на нефть не снимало проблему. С долларами всё просто, их можно в любой момент вложить в акции или облигации США, обменять на разные активы и т.п., поэтому другие валюты в расчётах — это непростой и медленный процесс.
Наконец, очень интересный вопрос — как это влияет на финансовую стабильность. Я не хочу выступать гадалкой, но что будет с дисконтами по нефти (в ожидании подобных шагов в будущем)? Сколько банкам будет стоит переход? Ускорят ли процесс поиска «других газовых партнёров» европейцы? Всё это может оказаться важным для российских банков и валютного рынка.
P.S. Понимаю про СПГ, но газ по трубопроводу ключевой.
Яков Миркин
Доктор экономических наук в своем блоге в запрещенной соцсети
Перевод расчетов за газ с ЕС на рубли — хаоса на сырьевых рынках теперь прибавится.
1) Где странам ЕС взять рубли? Дело в том, что Россия имеет крупнейший позитивный торговый баланс с Европой по топливу, т. е. экспорт из России (сырья, топлива) значительно превышает импорт Россией (чего угодно). Теперь, чтобы закупать газ в России, Европе нужно где-то взять рубли, т .е наращивать поставки в Россию, а России — наращивать импорт из Европы. Всё происходит, в связи с санкциями и не только, ровным счетом наоборот, эти поставки — как возможный источник рублей — сокращаются. Рублики-то где взять? Выходить с долларами — евро на валютный рынок России? Сейчас, когда нерезиденты отсечены от внутреннего рынка? Короче говоря, большой вопрос, как у Европы окажутся рубли для оплаты российского газа.И что — поставки в Россию тоже осуществлять за рубли?
2) Пересмотр контрактов, заключенных сейчас в долларах. Это — возможно? Штрафных санкций там за такие пересмотры нет? И можно ли это сделать по желанию одной стороны? Суды откроются?
3) Цены на газ и другое российское топливо в рублях? Они как будут определяться? Рынка для определения рублевых цен -нет. Сейчас по нефти — это цены нефтяных деривативов на западных биржах в долларах США, по газу — цены долгосрочных контрактов и цены деривативов на газ на западных биржах, тоже в долларах США. Раз рынка для формирования рублевых цен нет, то в их основе будут лежать все те же цены в долларах, переведенные по курсу в рубли.
Это крайне невыгодно всем, рубль — крайне волатильная валюта, все стороны будут нести крупнейшие курсовые риски и издержки по их страхованию. Кроме того, будут нести дополнительные издержки по курсовым разницам (купи — продай валюту). Эта идея во многом снижает коммерческие выгоды Европы по закупке топлива у России, как более дешевого в сравнении с другими странами.
4) Объективно говоря, хаос в договорах, расчетах и в ценообразовании способен создать новые ограничения на поставки в Европу и на импорт из Европы (и так во многом сломанный санкциями)
5) Резко сокращаются валютные поступления в долларах и евро. Поскольку у нас с ЕС — крупнейшее положительное сальдо торгового баланса, то эту валюту можно было бы перебрасывать на рост закупок в Китае — чего угодно (оборудование, ширпотреб и т.п.).
Переброска — через корсчета коммерческих банков. Сейчас, получается, что подрываем сук, на котором сидим — резко сокращаем источники для закупок в Китае и компенсации санкций, полученных на Западе. Не — ах.
***
Позже Миркин дописал еще один абзац:
Это, конечно, первая реакция на решение, которое давно в России желалось. Есть, правда, кроме наших желаний, еще экономическая реальность. Ее много, и она обязательно хватает за горло, если мы в чем-то ошиблись. Что ж, увидим, как все будет. Если есть преимущества — они обязательно проявятся. Может быть, кто-то из стратегов считал и задолго ночами, задыхаясь от высот и будущих перемен в мире, все это готовил. Ничего не скажешь — большая операция.
Владимир Левченко
Последствия перевода продаж газа на рубли Левченко разобрал вот в этом видео:
Евгений Коган
Инвестбанкир, профессор ВШЭ, @bitkogan
А если рублями не будут платить – отключим газ
Президент РФ Владимир Путин распорядился перевести оплату экспорта газа в рубли. Теперь для того, чтобы купить российский газ, потребители из недружественных стран должны будут сначала перевести доллары (или евро) в рубли, а потом расплатиться.
На этой новости рубль в моменте укреплялся до 99,5 за доллар США, а сейчас торгуется близко к 100,5 руб. Напомним, что день начинали на уровне 104,0. Кроме того, цены на газ в Европе после слов Путина взлетели на 10% до $1359 за тысячу кубометров.
Давайте попробуем разобраться, что все это значит. На наш взгляд, такое решение – что-то вроде ответной меры на заморозку резервов ЦБ РФ. Как говорится, симметричный ответ. Видимо, перекрытие трубы или не рассматривается вообще, или держится в уме, как крайняя мера. А вот изменение валюты расчета – пожалуйста.
Кроме того, Путин сказал следующее: «получать оплаты в долларах, евро, ряде других валют не имеет для нас уже никакого смысла». Логично. Раз заморозили долларовые резервы один раз, могут заморозить и второй, и третий, и далее по списку. А рубли никто заморозить не может.
При этом, Европа сегодня никак не может отказаться от российского газа. По итогам 2021 г. Россия обеспечила около 45% всего импорта газа в ЕС в 2021 году. Так что, скорее всего, придется менять евро на рубли и покупать.
Теперь немного прикинем в цифрах. Россия ежемесячно экспортирует в ЕС газ на сумму порядка $10 млрд. При курсе 100,5 руб. за доллар США это около 1 трлн руб. В натуральном выражении в год получается экспорт в ЕС на уровне 150 млрд кубометров.
Предположим, что цена на газ в Европе до конца текущего года будет оставаться в среднем на уровне $1200 за кубометр, курс рубля примем как 90 руб. за доллар, принимая во внимаение возможное укрепление национальной валюты на фоне возросшего спроса со стороны газовых потребителей, а также за счет вероятного завершения конфликта на Украине.
Таким образом, за оставшиеся 9 месяцев РФ может получить за экспорт газа в рублевом эквиваленте около 12-13 трлн руб. или около 10% от ВВП, рассчитываемого в рублях.
Решение, на самом деле, эпохальное, можно сказать, важнейшее. У него есть как плюсы, так и минусы.
С одной стороны, пока у стран ЕС нет выхода, они будут покупать российский газ за рубли. Тем актуальнее это станет осенью, с приближением новой зимы, когда придет время пополнять хранилища. Это укрепит российский рубль, снимет напряжение у населения.
С другой стороны, это, вполне возможно, ускорит процесс ухода Европы от российских энергоресурсов. Они, скорее всего, будут более интенсивно развивать использование альтернативных источников, плюс будут расти, очевидно, поставки СПГ из США. Поэтому нужно прорабатывать другие направления, но тут простора для творчества не так много.
Ещё – чисто технические моменты. Как нерезиденты будут технически проводить платежи? Открывать рублевые счета в санкционных российских банках? Или в несанкционных? Путин дал ЦБ указания разработать порядок совершения платежей по новой схеме. Как мы с вами понимаем, указание не может быть не исполнено.
Мы постарались проанализировать ситуацию по горячим следам. Нужно ли теперь ждать перевода расчетов на рубли за российскую нефть, если на нее не введут эмбарго? Впрочем, если перевод последует, то, наверное, введут…
Сергей Дубинин
Бывший председатель ЦБ
Роль евро и доллара в мировой торговле не изменится, а Россия вряд ли получит какие-либо экономические преимущества, сказал Дубинин в комментарии РБК.
«В краткосрочной перспективе это может временно укрепить курс, но в долгосрочной — валютное предложение «Газпрома» уйдет с биржи, что, напротив, приведет к ослаблению рубля», — предполагает он.
Австрийская компания OMV заявила 23 марта, что ее действующий контракт с «Газпромом» предусматривает оплату в евро. Помимо этого «Газпром экспорт» уже пробовал продавать газ в Западную Европу за рубли через свою Электронную торговую платформу (ЭТП), однако в 2021 году через эту площадку было продано лишь 7,3 млрд куб. м газа, с середины октября сделок не было.
К переходу на рубли присоединяется (пока на словах) «Роскосмос».
«Роскосмос» будет заключать контракты с иностранными заказчиками только в рублях, сообщил глава корпорации Дмитрий Рогозин.
«Хочу сказать, что коли такое началось по всей стране, то мы соответственно тоже теперь все наши внешние контракты будет заключать исключительно в рублях. По такой же схеме как будут работать сейчас наши углеводородобывающие компании. Я думаю, что это правильное решение», — сказал Рогозин.