Экономист Бунич: санкции открыли новые перспективы для развития торговых центров в России
В связи с санкциями против России с нашего рынка ушли многие
западные компании, торговые точки приостановили работу на неопределенный срок.
Как этот кризис переживут торговые центры? Об этом в комментарии для «Слово и
Дело» рассказал экономист, президент Союза предпринимателей и арендаторов
России Андрей Бунич.
slovodel.com
Последние десятилетия в России активно развивались торговые
центры. Они привлекали все больше посетителей, становились технологичнее и больше. Торговые центры как соединение в одной точке десятков
магазинов – это крайне успешная бизнес-модель для владельцев ТЦ. Но последние
три года явно нельзя называть успешными: в 2020-м торговые центры
закрылись из-за коронавируса, спустя два года – приостановка работы западных
компаний, а значит сниженный трафик и меньшая выручка. И снова торговые центры
столкнулись с риском закрытия.
Издание Forbes сообщает, что в связи с уходом западных брендов с
российского рынка, количество арендуемых площадей сократилось примерно до 25%.
Значит ли это, что торговые центры готовятся встретиться с тяжелым кризисом? Или освободившиеся точки постепенно будут занимать отечественные бренды и
компании? Экономист и президент Союза предпринимателей России Андрей Бунич
убежден: несмотря на санкции, многочисленные ТЦ ждет настоящий ренессанс –
главное, верная стратегия управления.
pixabay.com
«Те тенденции, которые
присутствовали в последнее время в торговле, а именно – переход на онлайн-торговлю,
будут ослабевать в нынешних условиях. Я думаю, что торговые центры сейчас будут
развиваться. Никаких проблем с товарами не будет вообще в ближайшее время.
Цены, которые довольно долго держались на высоком уровне из-за иностранных
брендов и их так называемой интеллектуальной собственности, будут понижаться.
Фактически, эти компании запрещали параллельный импорт. Получалось так, что в
России были очень высокие цены на вещи – люди ездили и закупались в Милан. Уровень
жизни в России был ниже, а выгоднее покупать в Италии или в Турции», – объясняет эксперт.
Недавно ФАС после почти двадцатилетнего перерыва снова
разрешила параллельный импорт. Это значит, что любая компания может покупать
любые товары в любых странах и завозить их в Россию. Следовательно, огромное количество
компаний и предпринимателей получат возможность покупать в других странах товар
и завозить его в Россию. Это будет намного проще, учитывая, что большинство
товаров и так делаются в Китае или в Турции. Эксперт полагает, что, несмотря на
кризис, цены снизятся, а самих товаров станет в разы больше.
Комсомольская правда/Global Look Press
Андрей Бунич подчеркивает: чтобы переход к новой товарной
модели произошел как можно мягче, необходима разноплановая поддержка
государства. При этом, государству необходимо отпустить частный бизнес,
позволив ему развиваться самостоятельно.
«Я думаю, что
произойдет новое насыщение, если правительство правильно простимулирует
предпринимательство в этой сфере. Тогда этот сектор очень быстро перестроится,
восстановится. Будут другие названия, другие связи. Что-то будет выгоднее
производить в России. Я думаю, что торговые центры первым делом столкнутся с
переходным периодом: будут созданы новые производственные, логистические,
торговые цепочки, появятся новые компании и старые никуда не уйдут. Это
возможно при правильном подходе, при поощрении этого процесса. Главное – не
лезть туда с административными мерами, а просто дать этому процессу самому
происходить, чтобы как можно больше людей в этом участвовало», – подчеркивает
экономист.
pixabay.com
На стадии переформатирования владельцам торговых центров,
скорее всего, придется снизить цены на аренду. Когда пустые площади снова
заполнятся товаром, люди будут ходить в ТЦ с большим удовольствием, чем раньше,
ведь сегодня торговые центры — это не только место покупок, но и место
проведения досуга.
Более того, все больше признаков указывает на то, что «приостановившие
деятельность» в России западные компании все-таки намерены вернуться. Например,
ИКЕА продолжает платить зарплату своим сотрудникам и рассчитывает на
возвращение в конце мая. Большинство закрытых магазинов не убирают товары с
витрин – все остается на месте и ждет покупателя. Однако нынешний кризис
все-таки можно считать огромной возможностью и трамплином для отечественных
брендов и производителей.