Черноморский флот лишил топлива украинскую армию
В ночь на 25 марта украинские вооруженные формирования получили чувствительный удар – в Калиновке под Киевом был уничтожен крупнейший склад ГСМ. Топлива лишились украинские подразделения, действующие как в районе самого Киева, так и по всей центральной части Украины.
По сообщению Минобороны, удар был нанесен ракетами морского базирования. Практически сразу же от очевидцев стало известно, что этот удар, как и предыдущий, был нанесен силами Черноморского флота из района Севастополя.
Тем самым ЧФ в очередной раз продемонстрировал как собственные ударные возможности, так и значение «непотопляемого авианосца» в виде Крымского полуострова, контроль которого позволяет проецировать военную силу на обширной территории.
В военном смысле, нехватка топлива будет крайне неприятной для украинских подразделений. В проходящей на территории Украины специальной военной операции маневренность частей имеет огромное значение – атакующая российская группировка как минимум вдвое уступает численности собранных Киевом отрядов. А значит, блокирование украинских частей без возможности перебрасывать подразделения или перегруппировываться на удобных для обороны рубежах становится одной из ключевых задач операции.
Без подкрепления остались националисты в Мариуполе, где ситуация окончательно повернулась не в их пользу. Даже по фрагментарной информации, поступающей из города, можно сделать вывод о серьезнейших потерях националистов – из 15-тысячной группировки, базировавшейся в городе, по оценкам экспертов, осталось не более 5-7 тысяч. О постепенном развале организованного сопротивления также говорят участившиеся случаи попыток вражеских солдат по одиночке просочиться сквозь окружение, а также всё возрастающий поток желающих сдаться в плен.
Вечером 24 марта глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил об освобождении Левобережного района, в ходе которого была взята под контроль местная администрация.
Продолжается использование оперативно-тактических комплексов «Точка-У» украинскими военными в отношении населенных пунктов, контроль над которыми утрачен. Практический смысл с точки зрения войны у таких ударов возникает редко – так, в результате украинского удара по подконтрольному ВС РФ Бердянску, в порту города произошел крупный пожар и взрыв, выведший из строя один из российских БДК. По неподтвержденным официально данным, речь может идти о БДК «Саратов» (1964 года постройки), ранее доставившем груз техники и боеприпасов в Бердянск.
Оказывать сопротивление украинским частям помогают американские разведывательные спутники. С точки зрения информационного обеспечения, Россия сейчас ведет войну не столько с Украиной, сколько с НАТО – читай, с США. Ещё 3 марта в Белом доме официально заявили о том, что Соединенные Штаты передают Украине разведывательную информацию «в режиме реального времени». Это обстоятельство, безусловно, стоит учитывать, как при планировании боевых действий, так и при обеспечении безопасности мест базирования российских подразделений.
Обстрелы Донецка и других населенных пунктов Донбасса оперативно-тактическими комплексами, в том числе, с неконвенциональными боевыми частями, продолжаются. Отдельно стоит отметить вероятное использование украинскими частями боеприпасов с белым фосфором.
Само их использование противоречит Дополнительным протоколам 1977 года к Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 года, запрещающим применение боеприпасов с белым фосфором, если гражданские лица попадают вследствие этого в опасность. Поскольку украинские подразделения применяют фосфор в густонаселенной агломерации Киева, факт военного преступления в данном случае не вызывает сомнений.
Продолжаются активные артиллерийские бои вокруг Киева, особенно в районе Ирпени и Бучи, за Чернигов и Славутич. После взятия Изюма есть все предпосылки для интенсификации боев за Харьков.
Войска ДНР и ЛНР упорно «прогрызают» оборону на Донбасском фронте, идут тяжелые бои за Угледар, Марьинку, Авдеевку, Новоселки-2 и Новобахмутовку, в зоне ответственности ЛНР – активное сражение за Попасную и Рубежное.
Относительное затишье на линии Херсон-Николаев-Одесса, что также связано с отсутствием достоверной информации о местной ситуации. Враг периодически пытается контратаковать позиции Z-частей у Николаева, однако о серьезных поводах для беспокойства речь не идет.
В сочетании с нехваткой топлива и постепенным «выбиванием» бронетехники в ночных рейдах украинские военные всё ближе подходят к утрате механизации. За истекшую ночь российские вертолеты уничтожили 24 единицы боевой техники, в том числе 7 танков, 5 БМП и 3 БТР.
В целом, работа ВКС за ночь привела к уничтожению двух командных пунктов, 3 установок РСЗО, двух ЗРК «Бук М-1» одного радиолокатора подсвета и наведения С-300 в районе Днепропетровска, двух артиллерийских складов, а также 26 районов сосредоточения боевой техники.
Об уничтожении украинских самолетов и вертолетов не сообщалось – с течением времени сообщения об обнаружении украинских ВВС в воздухе звучат всё реже.
Всего с начала проведения специальной военной операции уничтожены: 261 беспилотный летательный аппарат, 204 зенитных ракетных комплекса, 1587 танков и других боевых бронированных машин, 163 установки реактивной системы залпового огня, 636 орудий полевой артиллерии и минометов, а также 1397 единиц специальной военной автомобильной техники.
За рамками боевых действий наиболее важным событием можно считать укрепление возникающих на освобожденной территории Херсонской и Запорожской области Украины военно-гражданских администраций.
В сочетании с сообщением от МЧС РФ, приступившего к единоразовым выплатам 10 000 рублей украинским бюджетникам и незащищенным категориям граждан, на территории Украины уже фактически возникли две «украины». Это делает крайне маловероятным восстановление украинской государственности в том виде, в котором она существовала до утра 24 февраля 2022 года.
Институт РУССТРАТ