История с арестом российской собственности завершится уступками Запада

 История с арестом российской собственности завершится уступками Запада

Вопрос собственности будет решен между Россией и западными странами на переговорах, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заведующий кафедрой международного права юридического факультета МГУ Алексей Исполинов, добавив, что в этой истории существуют два варианта выхода из проблемы.

Арест различной российской собственности превратился на Западе в тренд, пока непонятно, о какой сумме в конечном счете пойдет речь – процесс продолжается, но вопрос будет обязательно поднят Правительством РФ.

Москва ответила на арест 315 млн долларов валютных резервов Центробанка решением о переводе торговли трубопроводным газом на рубли, которое поставит в тупик правительства стран ЕС. Теперь для получения сырья европейцам придется наплевать на санкции и заняться рублевыми операциями.

Технически это не проблема, но политически продемонстрирует беспомощность ЕС. Альтернативой этому шагу является отказ от закупок сырья у «Газпрома», однако это приведет к гарантированному коллапсу европейского энергорынка.

Аналогичная история с арестованной на Западе собственностью российского бизнеса. Москва пока не предпринимала действий против западных активов в РФ, но их стоимость исчисляется миллиардами долларов.

Если Запад не пойдет на компромисс, жесткая реакция РФ безальтернативна. После этого мы получим не только самый крупный передел активов с 1991 года, но и множество других неурегулированных вопросов.

Восстановление торгово-экономических отношений с ЕС рано или поздно произойдет, и данный вопрос обязательно всплывет.

Конфликт будет разрешен на переговорах«Сейчас бывшие партнеры решением правительств заморозили российские активы, но это не конфискация. Если посмотреть на западную прессу, то ситуация должна разрешиться на межгосударственных переговорах после окончания украинского кризиса», – заключает Исполинов.

На Украине будет зафиксировано новое состояние международных отношений и подписан договор с определенными условиями.

«После подведения черты возможны два варианта. Первый заключается в решении проблем частных лиц на государственном уровне, когда россияне обращаются с запросом к России, европейцы к своим странам, украинцы к Украине. После этого будет проведен подсчет, кто сколько потерял, а государства обсудят между собой взаимные претензии», – констатирует Исполинов.

По данной схеме события развивались после Гражданской войны в России, когда большевики национализировали всю собственность.

«Аналогичная история была в социалистических странах Европы, где после событий 1945 года также прошла национализация, там переговоры велись не с инвесторами, а с их государствами», – резюмирует Исполинов.

 История с арестом российской собственности завершится уступками Запада Заведующий кафедрой международного права юридического факультета МГУ Алексей Исполинов

Стороны на межгосударственном уровне договорились о сумме компенсаций, а затем она распределилась между пострадавшими инвесторами.

«Разговор не шел о стопроцентной компенсации, но пострадавший бизнес получал какие-то средства. Второй вариант – это случай США и Ирана, когда из-за событий 1979 года пострадали многие люди», – заключает Исполинов.

США и Иран создали совместный трибунал по рассмотрению взаимных претензий, куда должны были обратиться американские и иранские компании.

«Было заключено отдельное соглашение по урегулированию взаимных претензий. Можно предположить, что сегодня венцом истории станет применение института
межгосударственных переговоров», – констатирует Исполинов.

Будет создан отдельный механизм для разрешения возникших споров.

«Могу ошибаться, но скорее всего РФ будет настаивать на межгосударственных
переговорах, где будет спокойно обсуждено, что в рамках этой истории изъяли и
арестовали и как с этим быть», – резюмирует Исполинов.

Дмитрий Сикорский