После Украины НАТО готовит новые фронты в Европе и на Кавказе
После внеочередного саммита глав государств НАТО генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг выступил с важным заявлением. По его словам, «союзники согласились с тем, что мы должны увеличить нашу поддержку партнеров, которые находятся под риском российской угрозы и вторжения, включая Грузию и Боснию и Герцеговину (БиГ)».
Далее: «Наряду с поддержкой Украины, которая сейчас воюет с Россией, НАТО несет ответственность за то, чтобы не было дальнейшей эскалации конфликта, так как это было бы еще более опасным и разрушительным». Это заявление примечательно прежде всего тем, что альянс выстроил в один ряд Грузию и БиГ.
С точки зрения геополитических реалий к этой диагностике сложно предъявить какие-либо претензии. В силу известных исторических причин Грузия и БиГ являются полиэтническими и многоконфессиональными государствами. Их называют «нервными узлами» в своих регионах, что в определенных условиях инициировало вооруженные конфликты.
Но главное в том, что происходившие там в последние десятилетия и, возможно, ожидаемые в будущем потрясения будут случаться синхронно в глобальном аспекте развития международных отношений. Фактом является и то, что можно говорить о модели своеобразных «сообщающихся сосудов»: война в Боснии, провозглашение в 2008 независимости албанским анклавом Косово внутри Сербии, кавказская война 2008 года в Грузии.
До определенного момента все это воспринимались локально, в конкретном региональном контексте. Заметной особенностью нынешней ситуации является то, что Североатлантический альянс стал связывать Грузию и БиГ в единый узел, по натовской терминологии, через «украинский фронт». По мысли Столтенберга, после украинского кризиса эскалация возможна в направлении Балкан и Закавказья с расширением пространства конфликтного противостояния.
Оценим ситуацию более конкретно. Грузия заявляет о намерениях интегрироваться в НАТО под предлогом «неминуемой российской угрозы». Тем не менее, правящая партия «Грузинская мечта» не примкнула к вводимым Западом санкциям против России из-за украинского кризиса. Она также не прислушивается к мнению западных консультантов «воспользоваться ситуацией на Украине для того, чтобы силовым путем вернуть свой контроль над Южной Осетией и Абхазией».
Глава МИД Грузии Давид Залкалиани заявил, что «применение силы к Абхазии и Южной Осетии не входит в планы грузинского правительства». Более того, министр констатировал, что он и его команда продолжат участвовать в работе Женевских дискуссий по безопасности. В то же время президент Грузии Саломе Зурабишвили стала дистанцироваться от правительства, артикулируя поддержку Украины. Она обратилась с призывом к НАТО «не забывать незащищенную Грузию». Так в Тбилиси формируется очередная фронда.
Что же касается БиГ, то член президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик заявил, что его страна, Республика Сербская, не будет вводить санкции против России и закрывать небо для ее самолетов. Он также уточнил: Республика Сербская (БиГ состоит из двух образований – Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины) не поддержит вступление Боснии и Герцеговины в НАТО, будет придерживаться нейтралитета, хотя в 2010 году БиГ приняла План действий по членству в альянсе.
В ответ Балканы начинают раскачивать. Власти Косова пытаются использовать «украинское окно возможностей» для вступления в НАТО, а местная печать пишет «о вероятности открытия второго – после Украины – фронта в Европе».
Не вдаваясь в детали складывающейся ситуации, отметим: опасность в том, что косовары могут усматривать в военном варианте развития событий «политическую целесообразность». Кстати, об «экстренном» присоединении к альянсу они попросили на следующий день после начала спецоперации России на Украине.
Если США после Украины поставят задачу погрузить Европу в пучину хаоса, а дальше провоцировать Черноморский регион в целом и Закавказье в частности, может вспыхнуть вооруженный конфликт.
Не случайно в последнее время активизировалось давление США и НАТО на Сербию. Ей предлагается проект так называемых Западных Балкан. Речь идет об экономической, политической и военной интеграции всех стран региона – Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Македонии, Албании и непризнанного Косово под контролем ЕС и Североатлантического альянса.
Цель – остановить любое сотрудничество этих стран, особенно Сербии, с Россией. А пока НАТО на пространствах Грузии и БиГ отрабатывает геополитические формулы грядущих катаклизмов. Столтенберг публично обозначил эту проблему.
Елена Панина, директор Института РУССТРАТ