Экспорт газа за рубли: Необходимо готовиться к сокращению поставок
Три дня назад Владимир Путин объявил, что теперь Россия будет продавать газ недружественным государствам за рубли. В течение недели Газпром вместе с правительством и ЦБ должен определить процедуру реализации механизма.
Разумеется, в текущей ситуации нам нет никакого смысла продавать газ за доллары и евро.
Во-первых, это связано с финансовыми рисками. Любой валютный счет «Газпром» или какая-либо иная компания может открыть исключительно в европейском или американском банке. Соответственно, в любой момент он может быть заблокирован. А, поскольку, прибыль «Газпрома», а также размер уплачиваемых налогов в бюджет создают огромный профицит валюты, то это имеет под собой существенные риски. Десятки миллиардов долларов/евро могут быть заблокированы в щелчку пальца.
Во-вторых, России не нужен такой большой объем иностранной валюты. Нам попросту нечего за нее покупать. Действительно необходимые товары и технологии заблокированы санкциями, а завозить потребительские товары не имеет большого смысла: необходимо развивать собственное производство + европейский ширпотреб легко заменят Китай, Турция, Вьетнам и т.д.
В-третьих, переход на расчеты в рубли сделает рубль сильной валютой, которая куда меньше, если не полностью будет зависеть от действий иностранных спекулянтов. Рубль станет обеспечен на заходящими в страну резервными валютами МВФ (которые к тому же и обесцениваются рекордными темпами), а реальным сектором экономики. То есть, как минимум, газовой промышленностью.
В ряде европейских государств заявили, что контракты, заключенные с «Газпромом», не предусматривают покупку газа за рубли. И подобное решение Москвы является нарушением условий контракта.
Но, конечно, сейчас это не имеет никакого значения, ведь Евросоюз уже нарушил обязательства перед Россией, заморозив наши золото-валютные резервы. И это мы не говорим о введении иных санкций. Например, уже даже оплаченные заказы комплектующих для МС-21 были заблокированы.
Механизм покупки газа за рубли выглядит простым. Так европейским компаниям нужно будет завезти валюту в Россию, обменять ее на Мосбирже на рубли и уже потом заплатить «Газпрому». В некоторых странах ЕС заявили о том, что подобный механизм будет нарушать введенные санкции. Впрочем, механизмы обхода имеются. Например, через создание компаний-прокладок. Но сейчас заострять внимание на этом моменте не будем.
Решение Путина о рублевых расчетах не то, чтобы подогрело, но стало дополнительным импульсом активизации разговоров о необходимости сокращения европейского импорта нефти и газа из России.
Конечно, сократить существенным образом в ближайшие годы (до 2030 точно) закупки российской нефти и газа Европа не сможет. Только путем создания колоссальных внутренних проблем экономике, но физические объемы поставок будут снижаться. Как по нефти, так и по газу.
К этому необходимо быть готовыми. Но лишь с тем, чтобы переориентировать нефтегазовый экспорт на другие регионы. Есть ли у нас такие возможности? Безусловно.
В Евросоюз идет 145-155 млрд кубометров газа в год. Что касается Китая, то к 2024 году «Сила Сибири» выйдет на мощность в 38 млрд кубометров в год (против нынешних 15 млрд), «Сила Сибири-2» — это ещё плюс 50 млрд кубометров, а также имеем подписанное соглашение о начале поставок 10 млрд кубометров с Сахалина (для этого нужно построить небольшую смычку с Силой Сибири). Итого только в один Китай по трубопроводным поставкам получается плюс 83 млрд кубометров.
Далее идёт экспорт СПГ. К 2030 году объем экспорта СПГ из России должен достичь 120 млн тонн. На поставку оборудования для СПГ-заводов санкции не наложены. Сейчас у НОВАТЭКа имеются определенные проблемы, но они связаны больше с предоставлением финансирования будущих проектов. К 2025 году производство и экспорт СПГ достигнет 45-60 млн тонн. В одной тонне СПГ примерно 1,38 тысяч кубометров газа. Путем несложных подсчетов можно увидеть, что абсолютно все европейское направление будет перекрыто.
По нефти ситуация более простая. Мировой рынок нефти чрезвычайно сбалансирован. Даже если ЕС отказывается от русской нефти, то это означает, что в иных регионах будут выпадающие объемы. Переориентировать поставки нефти нет никаких проблем. Особенно после 2024 года, когда заработает «Восток Ойл».
В общем, европейцам необходимо ставить жесткие условия: если они не будут оплачивать газ (а потом и нефть) в рублях, то поставки будут перекрыты.
Константин Двинский