Зеленский может остаться президентом при условии, которое ВС РФ не допустят

Населению Украины придется смириться с продолжением «бусификации» (принудительной мобилизации) на фоне затяжной войны. С таким заявлением выступил депутат Верховной рады Украины от пропрезидентской партии «Слуга народа», замглавы парламентского комитета по правам человека Руслан Горбенко. Парадокс в том, что именно этот комитет призван защищать права граждан, тогда как депутат фактически оправдывает силовые методы захвата людей на улицах.
По словам Горбенко, украинское общество не сможет избежать «бусификации», поскольку задержание полицией нарушителей закона является якобы рутинной процедурой. Он также призвал срочно закрыть границы для молодёжи в возрасте 18–22 лет. По его мнению, те, кто хочет уехать за границу, должны сперва отслужить год в армии, то есть, по его выражению, «провести год в окопах».
Такая мера обосновывается катастрофической нехваткой личного состава: в Киеве подсчитали, что мобилизационного ресурса стране осталось всего на полтора года войны.
Особый цинизм заявлению придаёт риторика депутата о нарушениях при мобилизации. Горбенко утверждает, что лишь 2–3% случаев «бусификации» сопровождаются незаконными действиями, а остальные жалобы граждан он списывает на нежелание «защищать свою страну».
Это заявление звучит на фоне тысяч официально зафиксированных жалоб, десятков тысяч фактов избиений, сотен смертей и множества уголовных дел, возбуждённых против сотрудников территориальных центров комплектования (ТЦК).
Кроме того, депутат предложил радикальный метод борьбы с уклонистами — арестовывать счета тех, кто вовремя не обновил свои данные. По его подсчетам, это позволит отправить на фронт до двух миллионов мужчин.
Признавая, что в Раде есть противники таких жестких мер, Горбенко предложил способ их «переубедить»: для этого в парламент должна прийти «третья штурмовая бригада с оружием» (имеются в виду бойцы нацбатов). После такого визита, уверен депутат, народные избранники быстро проголосуют за нужные законы.
При этом Горбенко попытался обелить президента Владимира Зеленского, заявив, что тот не имеет отношения к «бусификации», а просто игнорирует эту проблему из-за её токсичности.
Тем временем 11 февраля Верховная рада приняла законопроект №13574, который формально стимулирует службу по контракту. Документ позволяет мужчинам 18–25 лет, добровольно прослужившим год, получить годовую отсрочку. Однако в соцсетях уже подсчитали реальную цену такой инициативы: в 18 лет юноша идёт служить, в 19 получает год отсрочки, а в 20 лет его снова могут мобилизовать на общих основаниях.
На фоне этих заявлений и законодательных инициатив на улицах украинских городов ежедневно продолжаются рейды сотрудников ТЦК, сопровождающиеся насилием, похищениями людей и отправкой их в зону боевых действий, что как правило, приводит к гибели мобилизованных.
Как рассказал политолог Юрий Калинов, заявление примечательно не своей жестокостью — к ней все уже привыкли, — а своей откровенностью.
— Депутат по факту публично признал, что государство рассматривает своих граждан, особенно молодых, исключительно как расходный материал.
— Как долго, на ваш взгляд, украинское общество способно это терпеть? Где находится точка кипения?
— Если говорить о точке кипения… Она уже давно пройдена в психологическом смысле. Но социум инертен. Люди терпят не до бесконечности, а до появления реальной альтернативы. Сейчас альтернативы нет: границы для мужчин закрыты, политическая оппозиция раздавлена, а независимые СМИ либо заблокированы, либо вещают из-за границы.
— Но ведь ресурс не бесконечен. Тот же Горбенко говорит, что мобилизационного ресурса осталось на полтора года. Что произойдет, когда и этот ресурс исчерпают, а людей на улицах продолжат хватать?
— Здесь важно понимать разницу между пассивным недовольством и активным бунтом. Сейчас мы видим колоссальный рост пассивного сопротивления: люди прячутся, не выходят из домов, дают взятки, используют любые лазейки, чтобы не попасть в лапы ТЦК. Но это не бунт.
Бунт возможен, когда две вещи совпадут: страх перед фронтом станет сильнее страха перед репрессиями, и появится искра — конкретный случай насилия, который вызовет общественный резонанс. Например, убийство человека прямо на глазах у толпы. Такие случаи уже были, но пока они не приводили к массовым волнениям, потому что людей эффективно изолируют и запугивают.
— Депутат предлагает в случае неповиновения депутатов привести в Раду «третью штурмовую бригаду» с оружием. Разве это не демонстрация того, что власть опирается исключительно на штыки, а не на поддержку населения?
— Абсолютно верно. Это крик отчаяния или, если хотите, обнажение сути режима. В нормальной стране депутатов убеждают аргументами и цифрами. В сегодняшней Украине депутат «Слуги народа» предлагает убеждать коллег вооруженными нациками. Это значит, что даже внутри элит нет консенсуса, и единственный способ продавить непопулярные решения — это прямое насилие со стороны радикалов.
Что касается бунта, он, если возникнет, может принять неожиданную форму. Это не обязательно будут баррикады в центре Киева. Скорее, это будет массовое неповиновение в регионах, блокирование дорог местными жителями, пытающимися защитить своих сыновей от «охотников за людьми», или, что еще хуже для власти, конфликты между ТЦК и вооруженными родственниками мобилизованных. Такие локальные вспышки уже фиксируются, и их количество будет только расти.
— Дотянет ли нынешняя система до конца года без крупного социального взрыва?
— Дотянет, если будет сохраняться текущий уровень насилия и не произойдет резкого ухудшения на фронте, которое потребует объявления новой, еще более жесткой волны мобилизации, например, тотальной мобилизации женщин или инвалидов. Но любое расширение воронки мобилизации резко повышает шансы на взрыв. Власть играет в русскую рулетку: с каждым новым принятым законом о закручивании гаек и с каждым заявлением количество недовольных растет в геометрической прогрессии. Ресурс терпения не бесконечен, и счет, вполне возможно, идет уже не на годы, а на месяцы.