Меж двух консерваторов: Почему венгры предпочтут Орбана стороннику евроинтеграции
Предвыборная обстановка в Венгрии накаляется: за неделю до голосования в парламент руководство страны подвергается политическому давлению как изнутри, так и вовне. Консервативное венгерское правительство критикует и леволиберальная оппозиция, и ближайшие партнеры по Евросоюзу, недовольные нейтралитетом Будапешта в отношении России.
Позиции премьер-министра Виктора Орбана и национал-консервативного альянса Фидес могут пошатнуться не только на фоне антироссийской истерии на Западе и соответствующей политической конъюнктуры внутри ЕС. Правительство Орбана, «обвиненного» британскими и немецкими СМИ в «дружбе с Владимиром Путиным», задолго до начала спеоперации на Украине попало в «немилость» евросоюзного истеблишмента из-за целого ряда принципиальных противоречий по вопросам закрытой миграционной политики Венгрии, запрета иностранного финансирования
в стране и недостаточно либеральной идеологии.
Убрать Орбана с политической арены было бы крайне выгодно для руководства ЕС. Но рейтинги премьера, впервые возглавившего страну в 1998 году, довольно высоки, а достойного конкурента к апрельским выборам так и не появилось.
Неудобные консерваторы
За пятый по счету четырехлетний премьерский мандат Орбан поборется с единым кандидатом от оппозиции Петером Марки-Заем, который выиграл праймериз в октябре. Это малоизвестный политик, в 2018 году победивший на выборах мэра маленького городка Ходмезевашархей на юге Венгрии – фигура провинциального градоначальника явно уступает маститому и опытному премьер-министру.
Несмотря на это, Марки-Зай менее всего устраивает правящий альянс, констатирует венгерский аналитик Роберт Ласло: кандидат называет себя католиком и консерватором, а потому является прямым конкурентом Орбана, способным и привлечь неопределившихся избирателей, и не отпугнуть оппозиционный леволиберальный
электорат.
Политическая программа Марки-Зая обещает искоренить коррупцию и разрушить «неолиберальное государство Орбана», в том числе изменить идеологию и конституцию Венгрии. В частности, оппозицию не устраивают законы нынешнего правительства об обязательной регистрации иностранных организаций, финансируемых из-за рубежа, а также пакет законодательных мер «Стоп Сорос», вводящий уголовную ответственность за помощь нелегальным мигрантам.
Борьба за кресло премьера фактически разворачивается между правым консерватором Орбаном и чуть менее правым, но тоже консерватором Марки-Заем. Это демонстрирует «монолитность» идеологического мнения избирателей, разделяющих национал-консервативный курс страны.
Но ключевым отличием Марки-Зая от Орбана стало отсутствие ярковыраженного евроскептицизма в риторике, что показывает готовность кандидата быть лояльным «американоцентричному» и евроатлантистскому курсу Запада. Подобную политическую модель можно наблюдать в соседней Польше: под предводительством национал-консерваторов из партии Ярослава Качиньского «Право и справедливость» страна стала главным союзником США в Восточной Европе.
Любопытно, что из агитационных автомобилей оппозиции через громкоговоритель до жителей Венгрии доносятся следующие лозунги:
«Премьер-министр Виктор Орбан — человек Владимира Путина, и Венгрия должна принадлежать Западу, а это требует смены правительства. Орбан не может решить продовольственный кризис, потому что он сам его вызвал. Европейский союз больше не дает Орбану денег, только новое правительство может вернуть в страну средства ЕС», — свидетельствуют венгерские СМИ.
Однако проевропейская риторика, апеллирующая к еще большей интеграции суверенной страны в «коллективный Запад», может сыграть против оппозиции на
фоне обострившихся отношений Венгрии с Евросоюзом и Украиной, считают эксперты.
Держаться подальше от конфликта
Действующее правительство рассматривает интересы страны в противовес левым либералам, когда говорит, что Венгрия должна «держаться подальше» от военной операции и конфликта на Украине, отмечает близкий к команде Орбана политолог, директор по анализу венгерского Института точки зрения Левенте Борос Банк.
«Внешняя политика и военный конфликт – это не игры, речь идет о человеческих жизнях. Вопрос, которым следует задаться: является ли
это нашим столкновением и должны ли мы принимать в нем участие? Разрешение транспортировать оружие на Украину через Венгрию или отправка солдат в страну вовлекли бы в конфликт миллионы простых людей», — заявил социолог в эфире канала M1.
Ранее Орбан в ответ на требование Владимира Зеленского к Венгрии «определиться со стороной» подчеркнул, что точка зрения Киева понятна: украинские власти требуют вмешательства НАТО, «начала воздушной войны» и поставок оружия, однако Будапешт не намерен участвовать в конфликте исходя из собственных интересов.
Претензии к Венгрии из-за недостаточно антироссийской позиции предъявляли Польша и Чехия. Чешский министр обороны Яна Чернохова накануне даже отменила визит в Венгрию, завив, что Орбану «дешевая российская нефть важнее, чем кровь украинцев». Примечательно, что в разгар энергетического кризиса в Европе цена на российский газ для Венгрии остается одной из самых низких – еще в феврале Путин заявлял, что венгры платят за газ в 5 раз меньше, чем по рынку.
«Мы не украинцы, не русские — мы венгры. На вопрос, на чьей стороне выступает Венгрия, ответ такой: Венгрия выступает на стороне Венгрии», — ответил Орбан Зеленскому в ходе встречи глав Евросоюза 26 марта.
Пока правительство Орбана говорит об интересах страны, леволиберальная оппозиция «ошибается в своей роли» и подходит к вопросу «на эмоционально-идеологической
основе», отмечает Левенте Борос Банк.
Еще одно преимущество Виктора Орбана на предстоящих выборах, позволяющее прогнозировать его победу – это «профессиональное премьерство». Впервые самый главный пост в стране политик занял в 1998 году, переизбравшись после восьмилетнего перерыва.
«Политика – это профессия, которой должны заниматься профессионалы, иначе будут сделаны безответственные заявления и приняты серьезные решения. Позиция левой оппозиции проистекает из того факта, что Марки-Заю не хватает политического опыта и способности понимать людей, а
также элементарные факты», — подчеркнул венгерский политолог.
Кроме того, недавно Марки-Зай публично одобрил ряд политических решений Орбана, заявив, что будет «делать все так же», как премьер-министр. Это высказывание ставит перед избирателем вопрос: нужно ли избирать нового премьера, если он будет делать все то же самое, что и старый?
Выбирая между правым консерватизмом и умеренным, «проевропейским» консерватизмом венгерское общество показывает, что национально-ориентированный
курс Орбана и его партии сформировали в стране твердую идеологическую основу.
И, учитывая стремительно растущие в соседних европейских странах цены на нефть
и газ, в победу оппозиционных сил не слишком верится: Орбан, выступающий «на
стороне Венгрии» перед лицом Зеленского и лидеров ЕС, венграм как-то роднее.