Нагорный Карабах: дополнительный «фронт» против России на Кавказе
9 марта агентство РИА Новости сообщило об отправке Турцией на Украину сирийских боевиков, остававшихся в Нагорном Карабахе после участия в конфликте с Арменией в 2020 году. По словам источника в сирийской оппозиции, «Турция отправила более двух тысяч боевиков из Сирии в Нагорный Карабах для участия в боевых действиях против Армении в 2020 году, и большинство этих боевиков остались там после окончания военных действий. Турция переправила часть боевиков из Сирии и других стран из Карабаха на Украину, чтобы участвовать в конфликте на стороне украинской армии». По его словам, прибывшие из Нагорного Карабаха на Украину боевики вступили в созданный украинскими властями после начала российской военной операции иностранный легион.
По данным СМИ, ссылавшихся на российские и французские спецслужбы, в 2020 году турецкая разведка отправила в Нагорный Карабах порядка 2,5 тысячи боевиков для участия в военных действиях против Армении, из них погибли 300 человек, и часть вернулась в Сирию. В Нагорном Карабахе, т.е. в подконтрольной Азербайджаном части, продолжали оставаться около 1 тысячи человек. Отметим, что изначально эти лица квалифицировались руководством российских спецслужб не просто как наемники, а как террористы.
По сведениям армянских СМИ, следуя предложению рабочей группы ООН по вопросам использования наёмников, группа организаций гражданского общества Армении разработала и представила всеобъемлющий доклад под названием «Нарушения прав человека во время 44-дневной Арцахской войны» о применении Азербайджаном и Турцией наемников в 44-дневной в войне в Карабахе в 2020 году. Доклад был разработан на основе доказательств, полученных группой правозащитников во время и после 44-дневной войны в рамках полевых работ. Представленные доказательства свидетельствуют о том, что сирийские наемники были завербованы и перевезены Турцией в Азербайджан для борьбы с арцахским (карабахским) армянством, и они участвовали в боевых действиях, исходя из материальной заинтересованности, что является нарушением международного гуманитарного права.
Политика Турции в связи со спецоперацией России по защите республик Донбасса на Украине, на наш взгляд, весьма схожа с её внешнеполитическим курсом в годы Второй Мировой войны, когда Анкара достаточно длительное время не примыкала ни к одному из противоборствующих лагерей и лишь в 1945 году объявила войну нацистской Германии, присоединившись к антигитлеровской коалиции. В начальный, наиболее тяжёлый для Советского Союза период войны в Анкаре жали падения Сталинграда, чтобы миллионная турецкая армия начала боевые действия в советском Закавказье. Ожидая «чья возьмет», Турция присоединились к более сильной стороне на исходе войны, впоследствии став членом НАТО.
Сегодня же, с одной стороны, режим Эрдогана не присоединяется к антироссийским санкциям, но с другой – присоединяется ко всем жестким антироссийским заявлениям альянса. В политическом аспекте в Ак-Сарае полностью поддерживают режим Зеленского (в том числе – посылая Киеву ударные БПЛА «Байрактар» и вышеупомянутых proxi), в то же время опасаясь экономического разрыва с Россией и постоянно делая заявления «о необходимости услышать российские аргументы».
Пока Анкаре удается выскальзывать из-под американского давления по Украине – в том числе продвигая свои мирные инициативы. В частности, Турция сумела организовать предоставление переговорной площадки для глав внешнеполитических ведомств России и Украины Сергея Лаврова и Дмитрия Кулебы. При этом, для Анкары не столь важен не внушающий оптимизма итог самих переговоров, а собственное значимое место в сложном и многослойном процессе, связанном с ситуацией, сложившейся вокруг Украины. Более того, она даже претендует на роль одного из гарантов её будущей поствоенной безопасности и, возможного нейтралитета. Турции необходимо удержаться в рамках хотя бы относительного нейтралитета с тем, чтобы извлечь для себя максимальную поствоенную выгоду, которая будет связана с уходом многих западных компаний с российского и украинского рынков. Многие турецкие компании надеются занять их место. Очевидно, что часть турецкого бизнеса, ориентированная не только на рынки России и Украины, но и сопредельных государств (Беларуси, Молдовы, Румынии), несёт существенные потери из-за военных действий. Но если ей удастся сохранить относительный нейтралитет, то, возможно, нынешние экономические убытки турецкого бизнеса будут кратно возвращены через потенциальные будущие поствоенные преференции на российском рынке.
Секретарь СНБОУ Данилов полагает, что открытие дополнительных фронтов в сфере интересов России на территориях других стран очень помогло бы Украине бороться с «российским нападением». Среди интересующих Киев конфликтов бывший луганский ветеринар особо выделил Нагорный Карабах, в связи с чем напомним хронологию событий первого месяца весны, которая в итоге и привела к обострению ситуации:
– 7 марта начальник Центра управления обороной России генерал-полковник Михаил Мизинцев сообщил, что из Нагорного Карабаха 14 тонн предметов первой необходимости было направлено для жителей Киевской и Запорожской областей Украины. Помощь была отправлена при содействии российского миротворческого контингента. Реакция министерства обороны Азербайджана оказалась очень болезненной: «Использование Министерством обороны Российской Федерации термина «Нагорный Карабах» в контексте гуманитарной помощи, направляемой в Украину, недопустимо. На территории Азербайджанской Республики нет административно-территориальной единицы под названием «Нагорный Карабах». Российская Федерация неоднократно заявляла о своей поддержке территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджана. В то же время эта позиция была подтверждена в соответствующих документах, подписанных между двумя странами». В Баку уверены, что «подобные заявления могут нанести ущерб азербайджано-российским отношениям и привести к обострению ситуации на территориях Азербайджана, где временно дислоцированы российские миротворческие силы»;
– в ночь с 7 на 8 марта произошла авария на участке газопровода Шуши – Зарифлу, по которому подается природный газ в Нагорный Карабах. Изначально армянская сторона выдвинула версию о том, что газопровод был подорван. Данный участок находится под контролем ВС Азербайджана. Прекращение подачи газа совпало с резким похолоданием в регионе. Только 16 марта, под внешним давлением, стало известно, что азербайджанская сторона начала ремонтировать поврежденный газопровод, ранее не позволяя российским миротворцам и представителям НКР самостоятельно восстановить газоснабжение. В ночь на 19 марта газоснабжение в Нагорном Карабахе было восстановлено. 21 марта газоснабжение вновь было приостановлено. Выяснилось, что в результате ремонтных работ на газопроводе азербайджанская сторона установила клапан, посредством которого перекрыла газоснабжение. Стало очевидно, что Баку использует сложившиеся неблагоприятные погодные условия для действий, направленных на создание дополнительных гуманитарных проблем для армянского населения и дискредитации российского миротворческого контингента;
– 24 марта ВС Азербайджана перешли линию соприкосновения и заняли населенный пункт Парух (Фарух) Аскеранского района и несколько близлежащих позиций Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Продвижение остановлено в результате боестолкновений с подразделениями Армии Обороны и последующего вмешательства российских миротворцев, т.к. ВС Азербайджана вошли в зону ответственности российского миротворческого контингента (РМК). Позже азербайджанские формирования обстреляли позиции карабахской армии, применив не только стрелковое оружие, но и ударные БПЛА, в том числе «Байрактар». 26 марта вооружённые силы Азербайджана вновь предприняли попытку продвинуться в Арцахе. В ходе серии боестолкновений с армянской стороны погибли трое военных, еще 15 были ранены. Село Парух осталось под контролем Баку,
– 25 марта на официальной странице Верховной Рады Украины в Twitter появилось ликующее сообщение о том, что «Азербайджанская армия перешла в наступление в Карабахе, воспользовавшись отправкой российских солдат на Украину». Через некоторое время после начавшейся бурной дискуссии, сообщение было удалено, но при этом оно успело попасть в прессу. По нашей оценке, появление этого сообщения было далеко не случайным; отметим также, что источники в Степанакерте не подтверждают факта отправки военных из РМК на Украину;
– активизация азербайджанской армии в Карабахе спровоцировала достаточно жёсткую реакцию в столицах стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ – США, Франции, а также в Министерстве обороны и в МИД России, причём во всех заявлениях был четко указан виновник нарушения режима прекращения огня и трехстороннего ноябрьского заявления 2020 года, а именно вооружённые силы Азербайджана. На данное обстоятельство в Ереване обращают особое внимание с учётом того обстоятельства, что страны-посредники Минской группы ОБСЕ в связи ситуацией на Украине находятся по разные стороны «баррикад»;
– в министерстве обороны Азербайджана заявили, что вышеупомянутое «заявление Минобороны РФ противоречит сути двусторонних отношений и Декларации о союзническом взаимодействии, подписанной между двумя странами 22 февраля 2022 года». Вновь утверждается, что «на территории Азербайджана нет административно-территориальной единицы под названием “Нагорный Карабах”», а упомянутое в заявлении село именуется Фаррух. Более того, в Баку попросили Министерство обороны России полностью вывести остатки армянской армии и незаконных армянских вооруженных формирований с территорий Азербайджана, признанных международным сообществом, не описывать в искаженном виде передвижение азербайджанских вооруженных сил в пределах суверенных территорий нашей страны, не использовать термин “Нагорный Карабах” и правильно называть территории Азербайджана.
25 марта Совбез Арцаха обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой помимо пресечения нынешней агрессии Азербайджана и возвращения азербайджанских вооруженных сил на исходные позиции, пересмотреть нынешнюю численность российских миротворцев и количество обслуживающих их средств и, соответственно, увеличить число военнослужащих и военной техники. Как и когда будут выполнены требования России и других сопредседателей Минской группы ОБСЕ по возвращению подразделений ВС Азербайджана на позиции, которые они занимали до 23 марта, пока неясно – как и то, будет ли выполнено обещание Баку возобновить подачу в Нагорный Карабах природного газа с 28 марта.
Вполне вероятно, что Азербайджан и Турция (возможно, при патронаже Великобритании) в рамках политики поддержки Киева пытаются организовать точку достаточно серьёзного напряжения и, потенциально, «второго фронта» у южных рубежей России с целью отвлечения внимания, сил и средств Москвы. Целью создания этой точки напряжения является не только поддержка Украины (как следует из вышеупомянутых заявлений Данилова), но и этническая чистка армянского населения в Карабахе, с одновременной дискредитацией РМК, якобы неспособного выполнять возложенные на него функции. Таким образом, Баку и Анкара надеются в «мутной воде» добиться отхода России от своей позиции по Карабаху.
Сложившаяся ситуация имеет соответствующий отклик и в Армении, где «свободная пресса» и «независимые эксперты», ссылаясь на сотрудничество Москвы с Анкарой и Баку, уже начали кампанию по дискредитации РМК. Между тем, стало известно о переносе официального визита Пашиняна в Москву с первой декады апреля на вторую. В Ереване многие надеются на то, что к этому времени ситуация в Карабахе хотя бы отвести стабилизируется, и азербайджанцы вернутся на позиции, занимаемые ими до 23 марта.
Во второй половине дня 27 марта стало известно об отводе азербайджанских подразделений из района населенного пункта Парух. В этот день российские миротворцы зафиксировали два нарушения режима прекращения огня со стороны вооруженных сил Азербайджана в Аскеранском районе Нагорного Карабаха. В результате перестрелки ранено по два человека с каждой из сторон. Командованием миротворческого контингента во взаимодействии с представителями противостоящих сторон обстановка стабилизирована.
Саркис Мартиросян