Что хотел сделать Павлик Морозов, когда донес на своего отца, на самом деле
Некоторые источники говорят о том, что у героизированного в советские времена и критикуемого с наступлением нового времени, пионера Павлика Морозова были не самые лучшие бабушка и дедушка, которые искренне не любили не его, ни сноху, ни других внуков.
Генеалогическое расследование провел писатель Юрий Дружиников. После этого оказалось, что прадед самого отважного советского пионера Сергей Морозов был кавалером шести орденов, которые он получил за участие в нескольких войнах. Отойдя от службы во имя императора, он стал на некоторое время тюремным надзирателем. Сергей Морозов –младший пошел по стопам отца, как только повзрослел – дедушка Павлика, который занимался сопровождением и охраной заключенных.
Будучи жандармом, ему пришлось конвоировать лихую преступницу – конокрадку Ксению, которая была красавицей. Он влюбился в нее и после завершения срока 1,5 года, он сделал ей предложение. Договорившись о дате свадьбы, Сергей занимался приготовлениями, а Ксения взялась за старое и в время очередной кражи была поймана и повторно осуждена, в этот раз на три года. Но заступничество Сергея помогло в виде взятки нужным людям – Ксения осталась на воле и стала законной супругой жандарма, который занимал этот пост до революции.
Чета Морозовых пользовалась дурной славой с родном селе Герасимовка в Тобольской губернии, из-за грубости, жестокости тяжелого характера и мрачной репутации.
Мать Павлика – Татьяна Байдакова (Морозова) была родом из соседней деревни и считалась в селе «пришлой». С самого замужества она вызвала гнев родных мужа. Нежелание невестки жить совместным хозяйством с свекровью и свекром и настаивание на разделе имущества и стало причиной вражды. Дед Павла согласился на раздел, но возненавидел ее всей душей. Иногда даже дед павлика Морозова поднимал на невестку руку, куда порой попадали и его четверо внуков, которых он называл «щенками».
Этот факт подтверждал брат Павла – Алексей. Он признавался, что семья отца их не жаловала, дед с бабой ничем не угощали и вовсе не считали детей Татьяны своими потомками. Любимого внука Данилку они не пускали учиться в школу и говорили: Без грамоты обойдешься, хозяином будет, а щенки Татьяны у тебя батраками».
Крымский журналист Михаил Лезинский в 1979 году взял интервью и Татьяны Морозовой и вспоминал, что она была женщиной неприветливой и крайне грубой, неохотно делилась подробностями своей семейной драмы. Алуштинские соседи тоже отзывались о ней нелестно, характеризуя, как скандальную, хитрую и сварливую старушку, которая пользовалась лаврами героического подвига старшего сына.
Не исключено, что семейная жизнь Татьяны с Трофимом Морозовым не сложилась из-за своенравного характера. Да и сам Трофим Морозов не отличался покладистым характером и высокими нравственными качествами.
В годы Гражданской войны отец Павлика был младшим командиром Красной Армии, а после демобилизации был избран председателем Герасимовского сельского совета. Пользуясь доверием односельчан быстро обратил власть в свою пользу, решая любые проблемы через взятки. Трофим зарабатывал деньги раздавая фиктивные справки и документы. Во время интервью Татьяна Морозова рассказывала, как ее супруг в нетрезвом состоянии орал на всю деревню: «Я тут власть советская! Я тут Бог, закон и воинский начальник!»
Почувствовав деньги и власть, Трофим увлекся спиртным и стал решать семейные проблемы с помощью рукоприкладства, избивая жену и четверых детей. А потом вовсе бросил семью и пошел жить к любовнице Антонине Амосовой.
Писатель Владимир Бушин считает, что именно это семейная драма и желание защитить мать и стали причиной, по которой Павлик Морозов и донес на отца. Павлик мечтал, чтобы власти припугнули родителя и вернули его домой. В последствии на суде в 1931 году он подтвердил обвинения, которые выдвинули в адрес отца матерью, совсем не ожидая, что отца осудят на десять лет и он станет одним из строителей Беломорско-Балтийского канала.
Писатель Владимир Чемкарев считает, что 13-летний Павел Морозов скорей всего был заложником и жертвой семейного конфликта, который был превращен властью в политическую кампанию по борьбе с кулачеством. В то же время, Юрий Дружинников склоняется к версии, что Павлика и его брата Федора убили сотрудники ОГПУ, чтобы обвинить в преступлении деда и ближних родственников, начать широкомасштабное наступление на собственников-кулаков.