Почему Индия с готовностью не уйдет от России к США

Почему Индия с готовностью не уйдет от России к США

Вашингтон обещает заменить Россию в качестве главного военного, энергетического и дипломатического партнера Индии. Идет прессинг в полном составе, чтобы добиться и заставить Индию присоединиться к западному лагерю, подход кнута и пряника, который, если тщательно не откалибровать, может принести больше вреда, чем пользы американо-индийским отношениям.

До сих пор Индия воздерживалась в ООН, чтобы осудить военную операцию России на Украине. Нежелание Индии открыто возражать против российского ввода войск не вызывало одобрения в Вашингтоне, равно как и отказ Индии участвовать в широкомасштабных санкциях, направленных на изоляцию и подрыв российской экономики. Президент США Джо Байден охарактеризовал реакцию Индии как «шаткую» среди партнеров США по безопасности, в то время как член Комитета Сената США по международным отношениям выразил «крайнее недовольство» позицией Индии. С заявлением о том, что Россия и Китай вступили в «безграничное» партнерство, такое развитие событий ставит и США, и Индию в неловкое положение. У Индии тесные отношения с Россией, уходящие корнями в разгар холодной войны, и в то же время она вовлечена в давний ожесточенный пограничный спор с Китаем.

В отношениях Индии с Россией многое поставлено на карту. Индия полагается на Россию в трех важнейших областях: оружие, энергетика и международная поддержка против таких соперников, как Пакистан и Китай, причем последний представляет собой особенно сложный фактор в зарождающейся глобальной перестройке. США стремятся помочь Индии избавиться от зависимости от России во всех этих отношениях, но любой такой разворот будет сложным и громоздким. Между тем, отношения между двумя партнерами по безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, которые сближаются в рамках альянса безопасности Quad, рискуют серьезно обостриться.

Индии нужно российское оружие. Согласно отчету американского аналитического центра Stimson Center, 85% военной техники Индии поступает из России. Индия является крупнейшим покупателем Москвы, на нее приходится более 23% всех продаж оружия, которые Россия производит в мире. Что еще более важно, российско-индийское стратегическое сотрудничество не имеет себе равных ни в одной другой стране; Россия — единственная страна, которая предлагает Индии свои самые передовые системы вооружений и оборонные технологии. Зависимость Индии от российских оборонных систем настолько велика, что интеграция нероссийских активов в ее арсенал представляла бы серьезную проблему совместимости и потребовала бы серьезной десистематизации уже знакомых инструментов. Таким образом, любые шаги по замене российских вооружений оптом потребуют перестройки индийского арсенала с нуля.

Российская помощь в области безопасности дошла до того, что предоставила ВМС Индии атомные подводные лодки. Как ни странно, у Индии есть предстоящий заказ на пять зенитно-ракетных комплексов С-400 российской разработки в рамках сделки на 5,43 миллиарда долларов США, подписанной в 2018 году, самой передовой зенитно-ракетной системы большой дальности. Обычно импорт С-400 приводит к санкциям США в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций 2017 года (CAATSA), но Вашингтон до сих пор использовал отказ в случае с Индией.

Однако это может измениться. Дональд Лу, помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии, заявил американским законодателям, что «администрация Байдена рассмотрит CAATSA», что повышает вероятность того, что США могут пересмотреть отказ от санкций в отношении Индии. Одной этой риторики достаточно, чтобы вызвать новую напряженность в многообещающем американо-индийском партнерстве, поскольку обе стороны объединяют усилия против растущего Китая.

Нефть и дипломатия. Индия также сильно зависит от российской нефти, угля и газа. Сообщается, что Индия импортирует почти 85% своей нефти из России, и к концу 2025 года двусторонняя торговля должна достичь 30 миллиардов долларов. По данным Iman Resources, в прошлом году Индия импортировала 1,8 миллиона тонн энергетического угля и 43 400 баррелей нефти в день из Россия.

Индийское газовое управление India Limited, государственное предприятие, подписало 20-летний контракт с Газпромом, гигантской российской государственной нефтегазовой компанией, на поставку 2,5 млн. тонн сжиженного природного газа в год. С другой стороны, эти цифры немного ниже по сравнению с 2020 годом в годовом исчислении, что свидетельствует о том, что Индия действительно стремится диверсифицировать свои источники импорта энергии. Такое положение дел делает невозможным для Индии неучастие в российских энергетических сделках в краткосрочной перспективе.

На дипломатическом фронте Москва последовательно поддерживала Нью-Дели на международной арене, в том числе в противостоянии с Западом, и оказывала необходимую поддержку по основным вопросам национальных интересов, таким как Кашмир, Пакистан и Бангладеш. Помощь Москвы удивительно соответствовала решающим голосам или вето в пользу Нью-Дели при каждом голосовании в Совете Безопасности ООН с 1957 по 2019 год.

Исторически сложилось так, что Нью-Дели получил решающую военно-морскую поддержку от Москвы во время индо-пакистанской войны 1971 года, в которой Индия поддерживала независимость Бангладеш, против которой выступали США. Ударная группа ВМС США и Великобритании, предназначенная для перехвата индийских сил в Восточном Пакистане (который позже стал Бангладеш), была упреждена прибытием боевой группы советских подводных лодок, что вынудило отменить атаку и в конечном итоге привело к благоприятному исходу. Индийская точка зрения с независимостью Бангладеш взяла верх, тем самым, разделив соперника Пакистан на две части.

Некоторые эксперты утверждают, что Индия обязана России решающей поддержкой, которую она получала от Москвы на протяжении десятилетий. Действительно, Россия остается популярной среди индийского населения, а доверие к США сравнительно низкое.

Нарушение санкций Индией и Россией. Ни противостояние России в ООН, ни участие в санкциях не являются приемлемыми вариантами для Нью-Дели, учитывая зависимость от безопасности и искренние братские чувства по отношению к России. Более того, потенциально новаторская инициатива помочь России обойти западные санкции может изменить правила игры во многих отношениях.

Это событие включает в себя недавно объявленные валютные свопы в рублях и рупиях, сделка, которая не только поможет удержать на плаву российскую экономику, находящуюся под санкциями, но и пробьет новую брешь в глобальной системе финансирования международной торговли, в которой доминирует доллар. Учитывая уровни зависимости Индии от России, вывод о том, что Индия не может просто подчиниться давлению Запада и полностью отделиться от России в одночасье, является предрешенным.

Между тем договоренность о валютном свопе является четким заявлением о том, что Индия намерена проводить независимую внешнюю политику, не подчиняясь могущественным партнерам по четверке или их европейским союзникам, и даже готова пробить брешь в глобальной финансовой системе, в которой доминируют США. Нью-Дели давно дало понять миру, что будет следовать своим собственным интересам, обеспечивая свои внутренние потребности и защищая интересы своей национальной безопасности. США, вероятно, осознали, что они должны реагировать соответствующим образом и не могут слишком сильно давить на Индию в этом вопросе.

Кнут и пряник. США, со своей стороны, используют как кнут, так и пряник, пытаясь отделить Индию от России. После встречи с американскими законодателями и косвенных угроз Индии санкциями в соответствии с CAATSA, на прошлой неделе Дональд Лу и высокопоставленный американский дипломат Виктория Нуланд посетили Индию и встретились с министром иностранных дел Индии С. Джайшанкаром и министром иностранных дел Харшем Вардханом Шринглой, чтобы сообщить об опасениях Вашингтона.

Возможно, понимая, что политика и риторика США рискуют оттолкнуть Индию — потенциальное развитие событий, которое США не могут себе позволить, учитывая их приоритет сдерживания Китая, — высокопоставленные дипломаты дали Индии пряник, предложив заменить «почти все» индийские источники из России, имея в виду как существенные военные, так и энергетические соображения. Детали того, как США намерены это сделать, остаются неясными, но эта инициатива, несомненно, станет более понятной в ближайшие месяцы и годы.

Такие усилия были поддержаны близкими союзниками и партнерами США в сфере безопасности, в том числе визитом премьер-министра Японии Фумио Кисиды со своим индийским коллегой Нарендрой Моди. По завершении этой встречи было объявлено о новых японских инвестициях в Индию на сумму 42 миллиарда долларов в течение следующих пяти лет для укрепления экономических связей. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и премьер-министр Австралии Скотт Моррисон также недавно провели телефонный разговор и виртуальный саммит с Моди.

США неохотно признали уникальное геополитическое положение Индии, о чем недавно заявил официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс в ответ на гнев, выраженный американскими законодателями, который не был хорошо воспринят Индией. Между избранными американскими законодателями и Государственным департаментом, похоже, существуют некоторые разногласия по поводу того, как реагировать на отказ Индии от сотрудничества в вопросе изоляции России, хотя, по крайней мере, один американский законодатель счел «крайне недальновидным» то, что США наносят ущерб отношениям с Индией из-за Украины.

Китайский угол. Индия является членом Quad наряду с США, Японией и Австралией. Группировка рассматривается в Пекине как агрессивный механизм сдерживания, а Китай недавно окрестил ее «азиатским НАТО». Между Индией и тремя ее партнерами по Quad остаются серьезные разногласия. Тем не менее, помимо своей зависимости от вооружений и энергетических ресурсов, Индия считает необходимым поддерживать хорошие отношения с Россией по другой стратегической причине: рычаги влияния.

У США практически нет возможности влиять на поведение Китая дипломатическим путем, в то время как Россия рассматривается Индией как ключевой партнер для потенциального смягчения предполагаемых угроз со стороны Китая. Оставаться на хорошем счету у Москвы означает, что Россия остается жизнеспособным потенциальным посредником, поскольку напряженность продолжает просачиваться вдоль линии фактического контроля, а китайская военно-морская экспансия в Индийский океан продолжается быстрыми темпами.

Министр иностранных дел Китая Ван И прибыл в Индию в пятницу на встречу на уровне министров, встречу на высшем уровне между двумя странами после кровопролитных столкновений 2020 года в спорном приграничном районе Гималаев, в результате которых погибли по меньшей мере четыре китайских и 20 индийских солдат. Ван встретился со своим индийским коллегой С. Джайшанкаром и советником по национальной безопасности Аджитом Довалом, в течение трех часов, как сообщается, откровенно беседовал на самые разные темы, от пограничного спора до Афганистана и Украины. В то время как разногласия между США и Индией по поводу Украины создали разрыв в отношениях, Пекин и Нью-Дели заняли схожую позицию в отношении российского ввода войск.

Некоторые наблюдатели рассматривают это как потенциальное стратегическое открытие между двумя самыми густонаселенными странами мира, позволяющее ослабить напряженность и нормализовать отношения. Однако этот визит вызвал неоднозначную реакцию в Нью-Дели. Китайская сторона выразила мнение, что Индия придает чрезмерное значение пограничному спору, в то время как Индия настаивает на том, что решение этого вопроса является необходимым условием нормализации отношений.

Ван приехал в Нью-Дели сразу после визита в Пакистан, где он публично подчеркнул неизменную поддержку Китаем пакистанской позиции на заседании Организации исламского сотрудничества (ОИС) по вопросу о статусе Кашмира. Это встревожило индийских политиков и не придало визиту китайского министра позитивного тона, а некоторые даже призвали Индию прекратить свою политику молчания в отношении противоречивых внутренних дел Китая, касающихся Тибета, Синьцзяна и Тайваня. Китай, вероятно, хочет подготовить почву для позитивного саммита БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка) в Пекине, намеченного на конец этого года, где также ожидается участие президента России Владимира Путина.

Напряженные двусторонние отношения между государствами-членами БРИКС могут омрачить атмосферу успешного саммита, и Китай, вероятно, стремится прояснить ситуацию перед этим мероприятием. В конце концов, неясно, оказал ли визит Вана в Индию какое-либо заметное влияние. Ясно то, что в обостряющемся соперничестве между США и Китаем Индия является ключевой страной, за которой обеим сторонам необходимо ухаживать с должной степенью осторожности и внимания. США и Китай, по-видимому, могли бы добиться большего успеха в этом отношении, поскольку оба громко подчеркивают свои собственные интересы, в то же время отталкивая Индию.

Нейт ФИШЛЕР, выпускник Центра Джона Хопкинса в Нанкине, независимый репортер