После Киргизии Черногория познаёт на себе кредитную кабалу Китая

После Киргизии Черногория познаёт на себе кредитную кабалу Китая

Кучно пошли новости в кризис о том, как в кредитные сети попали те или иные страны, которые решили провести диверсификацию источников кредитов для своего развития. Пока слышно мало чего положительного о китайский кредитах кроме того, что они не западные, но при этом в кризис начинает появляться все больше о них негатива. Буквально незадолго до кризиса своё недовольство высказала Малайзия, но так как проект “Один пояс-один путь” во всех смыслах очень важен для Китая, то он решил там пойти навстречу пожеланиям – правильней сказать “требованиям” – малазийских властей. И всё утряслось.

Но другим странам, китайский интерес к которым настолько не завязан на мегапроекты, не позавидуешь. В начале об этом узнали в Белоруссии, потом в Киргизии, а теперь в Черногории.

Как пишет газета “Известия”:

Одним из самых знаковых проектов Подгорицы и Пекина стало соглашение 2014 года о строительстве скоростной автодороги Бар–Боляре силами China Road and Bridge Corporation и преимущественно на деньги из КНР — Китайский экспортно-импортный банк взял на себя финансирование 85% стоимости прокладки полотна, или около $1 млрд.

Для Черногории это стало не только самым значимым и технически сложным инфраструктурным проектом (трасса проходит в горах и почти полностью состоит из мостов и тоннелей), но и самым дорогостоящим: по официальным оценкам, прокладка недостроенной пока автомагистрали обошлась по €20 млн за километр.

<…>

При этом проведенные до заключения соглашения два отдельных технико-экономических обоснования свидетельствовали о том, что такая автомагистраль экономически нежизнеспособна.

<…>

Уже к июлю, несмотря на неоднократные задержки со строительством трассы, Подгорица должна погасить первую часть кредита. Либо — в случае неспособности расплатиться по долгам деньгами — предоставить китайцам доступ предположительно к своему порту Бар.

После пандемийного года, обрушившего сферу туризма, который приносил черногорскому бюджету около четверти доходов, средств для выплат Пекину в казне не оказалось.

При этом стоит учесть, что в подавляющей части случаев Китай предоставляет “связные кредиты”, то есть максимально возможно задействует своё сырьё и рабочую силу и оплату всего возлагает на страну-получателя. С процентами.

В итоге Черногория оказалась сейчас в той же ситуации, что и буквально недавно Киргизия: в счёт погашения долга ей придётся отдаться свою работающую и приносящую доход инфраструктуру. Даже хуже: черногорским властям придётся отдать работающую инфраструктуру в обмен на ещё не работающую, которая не известно когда начнёт работать и даже в этом случае не факт, что она начнёт приносить доходы бюджету.

ЕС в принципе готов прийти на помощь Черногории, но не прямо, а окольными путями. И тоже вряд ли только за проценты по кредиту, скорей всего будет политическая увязка кредита.

Вместе с тем, получается, конечно, очень интересная картина: в попытках найти новые источники кредитных средств на Востоке, разные страны вязнут в долговой трясине ещё сильней, чем если бы они продолжали кредитоваться в более классических местах.

Об этом не говорят