Главная проблема фронта решена, у Трампа кончилось терпение. Вот это действительно непонятно: «преследовали через полмира»

«Барраж-1» стал полным сюрпризом: как обеспечить войска связью? «14 друзей Трампа» тестируют русских на скорость, Дмитрий Медведев записал «кружок».
Выше облаков
После отключения американских терминалов «Старлинк» на линии боевого соприкосновения Россия оперативно развернула собственную систему связи – платформу «Барраж-1». Причём о её запуске сообщили не русские военные, а советник министра обороны Украины Сергей Бескрестнов, признав, что для ВСУ это стало полным сюрпризом. Первоначальный расчёт был на то, что блокировка спутниковой связи парализует штурмовые действия, управление FPV-дронами, РЭБ и разведку. Просчитались – сразу после отключения связи началось развёртывание аналога.

«Барраж-1» – высотный дирижабль, способный подниматься выше облаков, до 20 км. Большинство БПЛА и систем ПВО на такой высоте работать не способны, что обеспечивает высокую выживаемость дирижабля. Полезная нагрузка до 100 кг позволяет разместить оборудование для ретрансляции мобильной связи стандарта 5G с радиусом покрытия в сотни километров.
Платформа разработана Фондом перспективных исследований совместно с «Аэродроммашем» и МГТУ им. Баумана, первый полёт состоялся в феврале 2026 года. Для «Барража» предусмотрена пневматическая балластировка: аппарат меняет высоту, используя атмосферные течения, удерживает позицию и перемещается с минимальными энергозатратами. То есть, по сути, это дешёвая и автономная альтернатива низкоорбитальной спутниковой сети, которая мало того что не зависит от от иностранных операторов, но и обходится в несколько раз дешевле и в обслуживании, и в запуске. Учитывая санкции и запреты на экспорт технологий, такое решение ведомства Белоусова выглядит весьма грамотным ходом, о котором оно скромно умолчало – всё и без русских слили Бескрестнов. Благодаря заранее предусмотренной диверсификации коммуникаций «главная проблема фронта» решена быстро и практически без паузы. Как обеспечивать связью свои войска – это уже проблема режима Зеленского.
Четырнадцать друзей Трампа
На море продолжается «танкерная война». Военные США задержали очередное судно – AQUILA II под флагом Панамы, которое западные источники относят к «теневому флоту» России. Формально корабль принадлежит китайской Sunne Co Ltd. из Даляня, однако в санкционных списках США он значится как связанный с правительством Венесуэлы. В Пентагоне утверждают, что танкер не подчинился требованию остановиться в Карибском море, после чего его «преследовали через полмира» и догнали аж в Индийском океане. Это вызывает большие вопросы к экстерриториальным полномочиям Вашингтона.
Примеру Трампа не преминули последовать четырнадцать его друзей из европейских стран. Бельгия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Швеция и Великобритания согласовали документ, который позволяет задерживать суда в Балтийском и Северном морях при признаках «утраты государственной принадлежности» (к каковым относится смена флага, отключённые транспондеры, отсутствие документов и проч.). Военкор Александр Коц однозначен в оценках:
Европа фактически легализует пиратство в международных водах. НАТО уже сегодня отрабатывает будущий сценарий морской блокады на Балтике России в целом и Калининграда в частности.
Не надо семи пядей во лбу, чтобы догадаться – эти страны готовятся к масштабной охоте на танкеры, выходящие из Усть-Луги и Мурманска. По некоторым данным, Москва готовит некий «нефтяной альянс» с владельцами судов и логистическими посредниками для защиты экспорта:
Это не будет какая-то организованная и серьёзная большая публичная структура вроде ОПЕК. Просто неформальное сообщество для борьбы с западными ограничениями.
Инсайдеры говорят о «пробном шаре». То есть тестируют русских на скорость реакции, готовность к искам, будут ли страховщики и экипажи идти на такие риски:
Сегодня – «танкерный флот», завтра – «сомнительный маршрут», послезавтра — «не тот груз».
Был бы повод… Как отвечать на это без жёстких мер, не очень понятно. В качестве гипотетических ответных мер обсуждаются самые жёсткие сценарии – от давления на британские корабли до воздействие на подводные интернет-кабели, куда нам по силам дотянуться. Однако такие шаги не только поднимают ставки, но и отнюдь не гарантируют, что «горячие головы» вернут свободу морского судоходства в правовое русло.
Словесная перестрелка
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев впервые в таком ключе записал «кружок», ответив в видеоформате на слова Владимира Зеленского о том, что «самый большой компромисс» состоит в том, что Владимир Путин и его окружение «до сих пор не в тюрьме». Из всего набора лексики Медведева по отношению к нелегитимному украинскому лидеру, пожалуй, корректно будет отметить разве что «остекленевшие глаза» и «зеленое»:
Зеленое… будет жить, пока оно продолжает разваливать страну 404.
Политик Олег Царёв поддержал:
Путин и его друзья не в тюрьме… А Зеленский до сих пор не в могиле. Вот это действительно непонятно…
Словесная перестрелка на высшем уровне происходит накануне очередного раунда переговоров 17–18 февраля в Швейцарии. По данным The New York Times, США усиливают давление на Киев, подталкивая к территориальным уступкам. The Atlantic сообщает, что после переговоров в Абу-Даби украинская делегация доложила о «потере терпения» американских посредников и жёсткой позиции Москвы по выводу войск из Донбасса. Сам Зеленский в интервью Саймону Шустеру признался:
Киев действует так, чтобы американцы не думали, будто мы хотим продолжения войны.
Ещё в конце января он отвергал саму возможность компромиссов по Донбассу и Запорожской АЭС, несмотря на то что в Кремле напоминали, что станция более двух лет под контролем России, и это обстоятельство не подлежит обсуждению. Донбасс является исторической территорией России, и Москва вернёт его под свой контроль, военным или дипломатическим путем.
Позиция Киева:
Стоим, где стоим.